Дошкольное детство составляет большой отрезок жизни ребенка. «В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности» [9.,с.96]. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности. Но, безусловно, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, которая оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями. Что же составляет предмет этой деятельности? Это - взрослый человек как носитель определенных общественных функций. На протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Такова точка зрения Д. Б. Эльконина [14].
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Произвольность поведения проявляется первоначально в подчинении игровым правилам, а затем и в других видах деятельности. Для возникновения произвольности поведения необходим образец поведения, которому следует ребенок. В игре образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Проблему детского подражания можно считать классической для психологии. В конце XIX - начале XX веков она рассматривалась Г. Тардом [12], Э. Торндайком, Дж. Уотсоном [13] и другими крупными психологами. В отечественной психологии большое внимание подражанию в детстве уделяли А.В. Запорожец [3], П. Ф. Каптерев[4], И. М. Сеченов [10]. Было установлено, что подражание - такая форма поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему в освоении норм социальной жизни. Сюжетно-ролевая игра дошкольника представляет собой одну из форм подражания. Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Содержание игр младших дошкольников заключается в имитации предметной деятельности взрослых. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б.Эльконина [14], Д.В.Менджерицкой [2], Н.В.Коротковой, Н.Я.Михайленко [1]) показали, что общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях служит основным содержанием сюжетно-ролевых игр детей. Наличие роли в игре означает, что в своём сознании ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени: соответственным образом использует те или иные предметы, вступает в разнообразные отношения с другими играющими. К роли дети относятся избирательно, они принимают на себя роли тех взрослых, действия и поступки которых произвели на них наиболее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Интерес ребёнка к той или иной роли связан с тем местом, которое занимает данная роль в развёртываемом сюжете игры, в какие взаимоотношения - равноправия, подчинения, управления - вступает с другими играющими, принявший на себя ту или иную роль. Таким образом, подражание способствует социальному развитию ребенка и помогает перенять традиции и нормы общества. Но не следует забывать, что подражая взрослым, ребенок усваивает ни только положительные модели поведения, но и отрицательные. Родителям необходимо помнить об ответственности за антиалкогольное воспитание детей начиная с первых лет их жизни, не ограничиваясь высказываниями о вреде алкоголя, а демонстрируя преимущества трезвого образа жизни собственным примером. Положительное отношение детей к алкоголю формируется очень рано. Это в определенных условиях может отрицательно повлиять на процесс формирования и развития личности. Маленькие дети, зачастую сидя со взрослыми за одним праздничным столом, могут наблюдать, а нередко и участвовать в застолье. Этот факт свидетельствует о безответственном отношении взрослых к тому, что дети при этом перенимают алкогольные традиции. Мнение, что малыши мало что понимают и запоминают, - очень опасное, но весьма распространенное заблуждение. Маленькие дети всегда подражают взрослым, и особенно родителям, как самым близким и авторитетным людям. И, как следствие, идет научение через подражание. Одним словом, программирование отношения к алкоголю как к обязательному элементу любого праздника начинается с самого раннего возраста. В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» ясно проявляются аспекты оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как положительный факт, дающий повод для необычных форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения. Многие исследователи показали, что если детям предложить поиграть в день рождения или в свадьбу, они воспроизводят, копируют в играх атрибуты взрослого застолья - садятся за общий стол, открывают бутылки, чокаются, говорят тосты, ходят шатающейся походкой [2]. Таким образом, можно сказать, что родители, сами порой не ведая, закладывают фундамент будущих проблем. Проблема раннего алкоголизма стала особо привлекать внимание отечественных клиницистов и исследователей в последние четверть века. За этот период вышел ряд фундаментальных работ, посвященных данному вопросу (Братусь, Сидоров [2]; Личко [18]; Бехтель [6]; Личко, Битенский [7]; Сидоров, Митюхляев [11]). Как справедливо замечают авторы, уровень алкоголизации подрастающего поколения в значительной степени может быть своеобразным индикатором психического здоровья нации. Растущий уровень алкоголизма делает эту проблему одной из важнейших, имеющую не только медицинское, но и социальное значение [11]. Список использованной литературы: [1] Бехтель Э.Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем. М.: Медицина, 1986. [2] Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.: Изд-во МГУ, 1984.- 146с. [3] Запорожец А. В. Развитие произвольных движений, М., 1960. [4] Каптерев П. Ф. О детской подражательности. СПб., 1898. [5] Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / НОУ уч. центр им. М.А. Венгера. - М.: Развитие, 2002. [6] Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985. -416с. [7] Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Л., Медицина, 1991. 304 с. [8] Менджерицкая Д.В.Воспитателю о детской игре. М.,1982. [9] Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -7-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»., 2003. -456с. [10] Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга.— Избр. произв. М., 1953, с. 106. [11] Сидоров П.И., Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. Архангельск: Изд- во АГМА, 1999. 306 с. [12] Тард Г. Законы подражания. - СПб, 1892. [13] Э. Торндайк, Джон Б. Уотсон. Бихевиоризм.Серия: Классики зарубежной психологии, АСТ-ЛТД.1998. [14] Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994. [15] Эльконин Д.Б. Психология игры.-М., 1978.
|