Работа группы кратковременного пребывания. |
Психология | |||
Автор: Агишева Оксана Владимировна | |||
19.04.2015 15:21 | |||
Работа группы кратковременного пребывания. МДОУ «Детский сал «Улыбка» г.Надым» педагог-психолог Агишева Оксана Владимировна При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают стресс. Изучение ребенка до поступления его в ДОУ, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Но наивно было бы думать, что малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, будет чувствовать себя в детском саду очень хорошо.
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому мы в своем детском учреждении нашли пути решения этой проблемы. Мы открыли группу кратковременного пребывания, где оказываем помощь детям и их родителям. Весь период работы группы кратковременного пребывания с детьми и родителями одновременно работают воспитатели и педагог-психолог. Они организуют совместную деятельность взрослого и ребенка. Затем функции разделяются: психолог проводит индивидуальные беседы с родителями, воспитатель организует совместную деятельность ребенка. В случае возникновения сложностей в общении ребенка с педагогами воспитательное воздействие осуществляется через маму. Психолог и воспитатели приступают к проведению игр не сразу после прихода детей в группу кратковременного пребывания. Когда дети приходят в детский сад они находятся в стрессовом состоянии. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, родители находятся вместе с детьми. И дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем и педагогом-психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла встреч с детьми в программе. Малыши, посещавшие адаптационную группу, намного легче проходят процесс адаптации уже в основной группе детского сада. План работы с детьми группы кратковременного пребывания ОКТЯБРЬ – набор детей в группу кратковременного пребывания, адаптация детей к группе, воспитателям и педагогу-психологу. Встреча № 1 «Знакомство»
Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от силы голоса, которым ее произносят. Материал: различные игрушки «Снежинки» Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох; Материал: несколько рыхлых кусочков ваты.
Цель: стимулировать речевое высказывание, развивать речевое подражание; Материал: кукла, игрушки: кошечка, собачка и т.д.
Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов: «большой» и «маленький, вводить данные слова в активный словарь, развивать мелкую моторику рук. Материал: большие и маленькие кубики – по 5 штук на каждого ребенка.
Цель: учить захватывать щепотью, знакомить с указательным типом захвата, развивать внимание, совершенствовать мелкую моторику пальцев.
Цель: учить соотносить плоскостную и объемную форму в практическом действии с предметами и совершенствовать мелкую моторику рук. Материал: коробки с круглыми и квадратными отверстиями и 2 формы (шар и кубик). Встреча № 2 «Будь внимателен»
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве. Материал: звоночек.
Ход игры: Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она была немного видна. Говоря: "Где мишка? Ищи мишку! Мишка ау!", взрослый ищет его вместе с ребенком. После игры с мишкой прячется сам взрослый крича "Ау"!.
Цель: учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание; формировать эмоционально-положительное отношение к игре, совершенствовать мелкую моторику рук. Материал: 2 пары предметов: мячи, тарелки, утята игрушечные, куклы.
Цель: продолжать учить детей сравнивать предметы по величине; развивать координацию движения рук под зрительным контролем, совершенствовать мелкую моторику рук. Материал: пирамидки с колечками разной величины.
Цель: закрепить и расширить знания детей о предметах, развивать тактильную чувствительность ладоней. Развивать внимание и совершенствовать мелкую моторику рук. Материал: 2 пары предметов: мячи, тарелки, утята игрушечные, куклы. Встреча № 3 «Руками похлопаем, ножками потопаем»
Цель: развитие слухового внимания Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т.д.).
Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна, развивать умение подражать действиям взрослого. Материал: бубен.
Цель: знакомить с различными свойствами полых предметов, составляя башенки из одинаковых по форме и цвету, но различных по величине деталей, совершенствовать мелкую моторику рук. Материал: по 3 полных одноцветных куба и цилиндра, различных по величине.
Цель: развивать более тонкие зрительные ориентировки; совершенствовать мелкую моторику пальцев, координированное движение рук. Материал: матрешка четырехсоставная.
Цель: учить выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению; продолжать развивать мимику, моторику пальцев рук. Материал: 12 шаров четырех цветов (3 черных и 3 белых, 3 желтых и 3 зеленых). Встреча № 4 «Ай, да ручки»
Цель: формировать навыки воспроизведения построек по подражанию; совершенствовать мелкую моторику рук. Материал: 4 бруска, маленькие игрушки.
Цель: учить хватать большие предметы двумя руками, совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять представление о различных предметах. Материал: стержень, шарики и кубики, картинка с изображением пирамидки, «чудесный мешочек».
Цель: учить выбирать предмет определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению, продолжать развивать мимику, мелкую моторику рук при нанизывании на стержень шаров. Материал: «чудесный мешочек», по несколько предметов на столе (шар, кубик, яблоко).
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Цель: формировать понятие о количестве предметов, понимать слова: «один» и «много», совершенствовать мелкую моторику рук. Материал: корзина, грибы по количеству детей. Встреча № 5 «Поможем Петрушке»
Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, совершенствовать мелкую моторику рук. Материал: 2 доски, по две прорези на каждой для вкладывания мяча, домика, неваляшки, вагончика и фигурки, по форме соответствующие прорезям.
Цель: закреплять умение детей соотносить разнородные предметы по величине, расширять активный словарь, совершенствовать мелкую моторику рук. Материал: 2 домика (большой и маленький), построенных из строительного набора, скамейки-кирпичики (большие и маленькие), 2 грузовика разной величины.
Цель: на эмоционально-чувственной ориентировочной основе закреплять представления о различных геометрических фигурах, продолжать развивать моторику пальцев рук. Материал: набор карточек для игры «Найди свое окошко».
Цель: закреплять умения детей группировать предметы по цвету, учить находить по словесной инструкции; развивать внимание и совершенствовать мелкую моторику детей. Материал: набор колечек разного цвета в мешочке и полосок таких же цветов на каждого.
Цель: учить составлять пирамидки из различных геометрических фигур, подбирать их в разных вариантах, совершенствовать мелкую моторику рук. Материал: кубы, цилиндры, кольца, шары, призмы, стержни для нанизывания. Встреча № 6 «Пальчики у нас попляшут»
Цель: учить детей учитывать форму предмета при составлении узора из мозаики; развивать координацию движений пальцев рук, внимание. Материал: по 5 одноцветных квадратов и треугольников, 2 полоски бумаги.
Цель: учить выделять каждый палец отдельно, выполнять определенные действия, развивать мелкую моторику рук.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Цель: развивать мелкую моторику рук и восприятие цвета.
Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дощечек, развивать мелкую моторику обеих рук.
Цель: развивать мелкую моторику обеих рук. Встреча № 7 «Пальчики побежали»
Цель: формировать согласованность движений обеих рук, учить щипковому захвату мелких предметов, совершенствовать мелкую моторику рук.
Цель: учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы, совершенствовать мелкую моторку рук.
Цель: формировать зрительно двигательную координацию, совершенствовать мелкую моторику рук.
Цель: учить шнурок продевать в дырочку, развивать мелкую моторику рук.
Цель: учить понимать о чем говорится в потешке соотносить слова с действиями пальцев.
Цель: развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового бассейна.
Цель: развивать мелкую моторику рук. Встреча № 8 «Поехали, поехали в лес мы за орехами»
Цель: учить совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом, совершенствовать мелкую моторику рук.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Цель: формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов. Оборудование: крупные бусины, мягкий, толстый шнурок с узлом на конце
Цель: продолжать учить различению цветов, подбирать цвета на глаз с последующей проверкой, учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; развивать мелкую моторику рук. Материал: плоскостные домики из картона разного цвета (основные), плоскостные мышки и квадраты тех же цветов, что и домики.
Цель: побуждать детей искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развитие навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном пространстве, ориентироваться в пространстве и развитие мелкой моторики. Оборудование: палочка с разноцветными колечками или шариками.
Цель: учить фиксировать внимание на цветовых свойствах игрушки; формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов и развивать моторику рук. Материал: палочки (карандаши: красного, желтого, синего, зеленого, черного и белого цветов). Встреча № 9 «Матрешки»
Цель: закрепить умение детей группировать однородные по величине предметы и соотносить разнородные предметы, осуществляя одновременно выбор двух заданных величин одинаковой формы, развивать моторику рук. Материал: 6-8 решеток с четырьмя большими и пятью малыми квадратными отверстиями с аналогичным количеством вкладышей.
Цель: учить соотносить форму предметов с помощью проб и развивать моторику рук. Материал: коробки с крышками разной формы (круглой, квадратной, многоугольной), мелкие игрушки.
Цель: познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую), развивать моторику рук и вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею. Материал: матрешки трехместные.
Цель: развитие тонкой моторики, подготовка руки к письму. Материал: заяц, елочка, медведь и шнурки разноцветные.
Цель: развитие тонкой моторики и зрительно двигательной координации. Материал: Шерстяные нитки и катушка.
Цель: продолжать формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет, активизировать внимание и развивать моторику рук. Материал: 3 куклы, платочки в горошек, кружки такого же цвета, что и горошины. Встреча № 10 «Собери колечки»
Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от силы голоса, которым ее произносят. Материал: различные игрушки
Цель: познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую), развивать моторику рук и вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею. Материал: матрешки трехместные.
Цель: побуждать детей искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развитие навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном пространстве, ориентироваться в пространстве и развитие мелкой моторики. Оборудование: палочка с разноцветными колечками или шариками.
Цель: учить совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом, совершенствовать мелкую моторику рук.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Цель: закреплять умение детей соотносить разнородные предметы по величине, расширять активный словарь, совершенствовать мелкую моторику рук. Материал: 2 домика (большой и маленький), построенных из строительного набора, скамейки-кирпичики (большие и маленькие), 2 грузовика разной величины.
Цель: на эмоционально-чувственной ориентировочной основе закреплять представления о различных геометрических фигурах, продолжать развивать моторику пальцев рук. Материал: набор карточек для игры «Найди свое окошко». НОЯБРЬ Встреча № 11 «Божья коровка»
Цель: учить выполнять действия нанизывания на стержень, закреплять умение брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку; развивать координацию движений рук под зрительным контролем, совершенствовать осязание; формировать положительное отношение к занятии. Оборудование: одноцветные пирамидки из 5 колец одинакового размера из расчета одна пирамидка на ребенка (красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого, черного цветов). Ход занятия: Длительность занятия: 3-5 мин. Воспитатель показывает пирамидку, сосредотачивает внимание на предмете, начинает снимать кольца, предлагая детям поочередно помочь в этом. Затем кольца вновь надевают на стержень. Воспитатель в случае затруднения помогает детям. После этого раздает индивидуальный материал для самостоятельной деятельности. Задание считается выполненным, если ребенок снимает и нанизывает кольца самостоятельно или периодически с помощью взрослого. Педагог следит, чтобы все дети проявляли эмоциональное отношение к цвету предметов, стремление выполнять то или иное действие.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, развивать умение действовать соответственно правилам игры, развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размер предмета), развитие внимания, речи и воображения. Оборудование: игрушечная божья коровка, лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка), карандаши. Ход занятии: Длительность занятия 10 мин. Воспитатель оказывает детям игрушечную божью коровку и говорит: - К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней. Дети рассматривают божью коровку, здоровается с ней. Посмотрите и скажите, какого она цвета, формы и величине, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки. Ребята представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем её поймать! Дети выполняют хватательные движения обеими руками одновременно. Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку. А я знаю потешку: Божья коровка (ритмично покачивает ладонями) Улети на небо (делает взмахи перекрещенными кистями рук). Принеси нам хлеба (машут кистями рук на себя) Черного и белого (ритмично хлопают в ладоши) Только не горелого! (грозят указательным пальцем). Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем её нашим дыханием. Дети дышат на ладошки. Согрелась божья коровка, давайте сдуем её с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдох через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки. А теперь давайте сами превратимся в божьих коровок. Мы вокруг себя покружились Ручки-крылышки, ножки, животики. (показывают названные тела) Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам. Дети встают на четвереньки и ползают по полу. Подул злой холодный ветер, перевернул жучков. Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками. Подул добрый и теплый ветер, помог перевернуться жучкам. Дети снова встают на четвереньки и ползают. Игра повторяется 2-3 раза. Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. Дети полетели. Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут к своим родителям. Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками какая она круглая. Ой посмотрите что вам принесла божья коровка. Давайте их разукрасим. Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!
Цель: закрепить основные цвета, развивать мелкую моторику рук. Оборудование: картинка Пушистика (2 штуки, одна с украшенной шапочкой, а другая нет), на детей картинки с Пушистиком и разноцветные круги. Ход занятия: Ребята к нам в гости пришел Пушистик. Посмотрите, какая у него красивая шапочка, а у его друзей нет. Давайте поможем его друзьям. Давайте возьмем кружочки положим их на шапочки. Но кружочки слетают, не держатся на бумаге. Давайте тогда их приклеим. Как красиво получилось. Молодцы.
Цель: формирование навыка ритмичной ходьбы, развитие слухового внимания, умения начинать и заканчивать движения под музыку. 1. Зашагали ножки — топ, топ, топ! 2. Зашагали ножки — топ, топ, топ!
Цель: учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, держась за руки, приучать начинать движения и останавливаться по сигналу воспитателя. Предлагаем нескольким детям встать друг за другом, взрослый становится впереди них и говорит: «Вы будете вагончиками, а я — паровозом». Паровоз дает гудок — и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: «Вот и остановка». Затем паровоз вновь дает гудок — и поезд движется дальше.
Цель: закрепить основные цвета, развивать мелкую моторику рук. Высыпать в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
|