Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Работа группы кратковременного пребывания.
Психология
Автор: Агишева Оксана Владимировна   
19.04.2015 15:21

Работа группы кратковременного пребывания.Работа группы кратковременного пребывания.

МДОУ «Детский сал «Улыбка» г.Надым» педагог-психолог Агишева Оксана Владимировна

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают стресс.

Изучение ребенка до поступления его в ДОУ, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. Но наивно было бы думать, что малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, будет чувствовать себя в детском саду очень хорошо.

 

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Поэтому мы в своем детском учреждении нашли пути решения этой проблемы. Мы открыли группу кратковременного пребывания, где оказываем помощь детям и их родителям.

Весь период работы группы кратковременного пребывания с детьми и родителями одновременно работают воспитатели и педагог-психолог. Они организуют совместную деятельность взрослого и ребенка. Затем функции разделяются: психолог проводит индивидуальные беседы с родителями, воспитатель организует совместную деятельность ребенка. В случае возникновения сложностей в общении ребенка с педагогами воспитательное воздействие осуществляется через маму.

Психолог и воспитатели приступают к проведению игр не сразу после прихода детей в группу кратковременного пребывания. Когда дети приходят в детский сад они находятся в стрессовом состоянии. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, родители находятся вместе с детьми. И дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем и педагогом-психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребенок приобрел при поддержке близкого человека.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла встреч с детьми в программе.

Малыши, посещавшие адаптационную группу, намного легче проходят процесс адаптации уже в основной группе детского сада.

План работы с детьми группы кратковременного пребывания

ОКТЯБРЬ – набор детей в группу кратковременного пребывания, адаптация детей к группе, воспитателям и педагогу-психологу.

Встреча № 1

«Знакомство»

  • «Кто что услышит?»

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Материал: различные игрушки

«Снежинки»

Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох;

Материал: несколько рыхлых кусочков ваты.

  • «Кто как плачет?»

Цель: стимулировать речевое высказывание, развивать речевое подражание;

Материал: кукла, игрушки: кошечка, собачка и т.д.

  • «Кубики»

Цель: обращать внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов: «большой» и «маленький, вводить данные слова в активный словарь, развивать мелкую моторику рук.

Материал: большие и маленькие кубики – по 5 штук на каждого ребенка.

  • «Мозаика»

Цель: учить захватывать щепотью, знакомить с указательным типом захвата, развивать внимание, совершенствовать мелкую моторику пальцев.

  • «Каждой фигурке домик»

Цель: учить соотносить плоскостную и объемную форму в практическом действии с предметами и совершенствовать мелкую моторику рук.

Материал: коробки с круглыми и квадратными отверстиями и 2 формы (шар и кубик).

Встреча № 2

«Будь внимателен»

  • «Где позвонили?»

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве. Материал: звоночек.

  • «Прячем мишку»

Ход игры: Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она была немного видна. Говоря: "Где мишка? Ищи мишку! Мишка ау!", взрослый ищет его вместе с ребенком. После игры с мишкой прячется сам взрослый крича "Ау"!.

  • «Волшебный мешочек»

Цель: учить выбирать предметы по образцу на ощупь, развивать внимание; формировать эмоционально-положительное отношение к игре, совершенствовать мелкую моторику рук.

Материал: 2 пары предметов: мячи, тарелки, утята игрушечные, куклы.

  • «Пирамидка»

Цель: продолжать учить детей сравнивать предметы по величине; развивать координацию движения рук под зрительным контролем, совершенствовать мелкую моторику рук.

Материал: пирамидки с колечками разной величины.

  • «Чудесный мешочек»

Цель: закрепить и расширить знания детей о предметах, развивать тактильную чувствительность ладоней. Развивать внимание и совершенствовать мелкую моторику рук.

Материал: 2 пары предметов: мячи, тарелки, утята игрушечные, куклы.

Встреча № 3

«Руками похлопаем, ножками потопаем»

  • «Узнай по слуху»

Цель: развитие слухового внимания

Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т.д.).

  • «Ручками похлопаем, ножками потопаем»

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна, развивать умение подражать действиям взрослого.

Материал: бубен.

  • «Соберем башенку»

Цель: знакомить с различными свойствами полых предметов, составляя башенки из одинаковых по форме и цвету, но различных по величине деталей, совершенствовать мелкую моторику рук.

Материал: по 3 полных одноцветных куба и цилиндра, различных по величине.

  • «Матрешки»

Цель: развивать более тонкие зрительные ориентировки; совершенствовать мелкую моторику пальцев, координированное движение рук.

Материал: матрешка четырехсоставная.

  • «Шары»

Цель: учить выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению; продолжать развивать мимику, моторику пальцев рук.

Материал: 12 шаров четырех цветов (3 черных и 3 белых, 3 желтых и 3 зеленых).

Встреча № 4

«Ай, да ручки»

  • «Цветные кубики».

Цель: формировать навыки воспроизведения построек по подражанию; совершенствовать мелкую моторику рук.

Материал: 4 бруска, маленькие игрушки.

  • «Что там?»

Цель: учить хватать большие предметы двумя руками, совершенствовать мелкую моторику рук, закреплять представление о различных предметах.

Материал: стержень, шарики и кубики, картинка с изображением пирамидки, «чудесный мешочек».

  • «Каждой палочке свое место»

Цель: учить выбирать предмет определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению, продолжать развивать мимику, мелкую моторику рук при нанизывании на стержень шаров.

Материал: «чудесный мешочек», по несколько предметов на столе (шар, кубик, яблоко).

  • «Сухой бассейн»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

  • «Грибочки»

Цель: формировать понятие о количестве предметов, понимать слова: «один» и «много», совершенствовать мелкую моторику рук.

Материал: корзина, грибы по количеству детей.

Встреча № 5

«Поможем Петрушке»

  • «Формочки»

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, подбирая нужные с помощью проб и примеривания, совершенствовать мелкую моторику рук.

Материал: 2 доски, по две прорези на каждой для вкладывания мяча, домика, неваляшки, вагончика и фигурки, по форме соответствующие прорезям.

  • «Помоги»

Цель: закреплять умение детей соотносить разнородные предметы по величине, расширять активный словарь, совершенствовать мелкую моторику рук.

Материал: 2 домика (большой и маленький), построенных из строительного набора, скамейки-кирпичики (большие и маленькие), 2 грузовика разной величины.

  • «Найди свое окошко»

Цель: на эмоционально-чувственной ориентировочной основе закреплять представления о различных геометрических фигурах, продолжать развивать моторику пальцев рук.

Материал: набор карточек для игры «Найди свое окошко».

  • «Помоги Петрушки»

Цель: закреплять умения детей группировать предметы по цвету, учить находить по словесной инструкции; развивать внимание и совершенствовать мелкую моторику детей.

Материал: набор колечек разного цвета в мешочке и полосок таких же цветов на каждого.

  • «Пирамидка»

Цель: учить составлять пирамидки из различных геометрических фигур, подбирать их в разных вариантах, совершенствовать мелкую моторику рук.

Материал: кубы, цилиндры, кольца, шары, призмы, стержни для нанизывания.

Встреча № 6

«Пальчики у нас попляшут»

  • «Квадратики»

Цель: учить детей учитывать форму предмета при составлении узора из мозаики; развивать координацию движений пальцев рук, внимание.

Материал: по 5 одноцветных квадратов и треугольников, 2 полоски бумаги.

  • «Веселые Малера»

Цель: учить выделять каждый палец отдельно, выполнять определенные действия, развивать мелкую моторику рук.

  • «Пальчики у нас попляшут»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

  • «Мозаика»

Цель: развивать мелкую моторику рук и восприятие цвета.

  • «В гости»

Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дощечек, развивать мелкую моторику обеих рук.

  • «Пальчиковый театр»

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук.

Встреча № 7

«Пальчики побежали»

  • «Сделаем бусы»

Цель: формировать согласованность движений обеих рук, учить щипковому захвату мелких предметов, совершенствовать мелкую моторику рук.

  • «Бабушкины очки»

Цель: учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы, совершенствовать мелкую моторку рук.

  • «Посади цветочки на лужок»

Цель: формировать зрительно двигательную координацию, совершенствовать мелкую моторику рук.

  • «Украсим Медведя шнурочками»

Цель: учить шнурок продевать в дырочку, развивать мелкую моторику рук.

  • «Пальчики побежали»

Цель: учить понимать о чем говорится в потешке соотносить слова с действиями пальцев.

  • «Стираем платочки»

Цель: развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового бассейна.

  • «Веник»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Встреча № 8

«Поехали, поехали в лес мы за орехами»

  • «Поехали, поехали в лес мы за орехами»

Цель: учить совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом, совершенствовать мелкую моторику рук.

  • «Пальчики побежали»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

  • «Сделаем бусы»

Цель: формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов.

Оборудование: крупные бусины, мягкий, толстый шнурок с узлом на конце

  • «Помоги мышке»

Цель: продолжать учить различению цветов, подбирать цвета на глаз с последующей проверкой, учить ориентироваться на цвет как на значимый признак; развивать мелкую моторику рук.

Материал: плоскостные домики из картона разного цвета (основные), плоскостные мышки и квадраты тех же цветов, что и домики.

  • «Соберем колечки»

Цель: побуждать детей искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развитие навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном пространстве, ориентироваться в пространстве и развитие мелкой моторики.

Оборудование: палочка с разноцветными колечками или шариками.

  • «Цветные палочки»

Цель: учить фиксировать внимание на цветовых свойствах игрушки; формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов и развивать моторику рук.

Материал: палочки (карандаши: красного, желтого, синего, зеленого, черного и белого цветов).

Встреча № 9

«Матрешки»

  • «Домики»

Цель: закрепить умение детей группировать однородные по величине предметы и соотносить разнородные предметы, осуществляя одновременно выбор двух заданных величин одинаковой формы, развивать моторику рук.

Материал: 6-8 решеток с четырьмя большими и пятью малыми квадратными отверстиями с аналогичным количеством вкладышей.

  • «Спрячь крышечки»

Цель: учить соотносить форму предметов с помощью проб и развивать моторику рук.

Материал: коробки с крышками разной формы (круглой, квадратной, многоугольной), мелкие игрушки.

  • «Матрешки»

Цель: познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую), развивать моторику рук и вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.

Материал: матрешки трехместные.

  • «Шнуровка».

Цель: развитие тонкой моторики, подготовка руки к письму.

Материал: заяц, елочка, медведь и шнурки разноцветные.

  • «Наматывание ниток».

Цель: развитие тонкой моторики и зрительно двигательной координации.

Материал: Шерстяные нитки и катушка.

  • «Горошины»

Цель: продолжать формировать интерес к игре с цветом, ориентировку на цвет, активизировать внимание и развивать моторику рук.

Материал: 3 куклы, платочки в горошек, кружки такого же цвета, что и горошины.

Встреча № 10

«Собери колечки»

  • «Кто что услышит?»

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Материал: различные игрушки

  • «Матрешки»

Цель: познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую), развивать моторику рук и вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.

Материал: матрешки трехместные.

  • «Соберем колечки»

Цель: побуждать детей искать, доставать колечки, приносить, нанизывать на палочку, развитие навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном пространстве, ориентироваться в пространстве и развитие мелкой моторики.

Оборудование: палочка с разноцветными колечками или шариками.

  • «Поехали, поехали в лес мы за орехами»

Цель: учить совершать действия руками в соответствии со стихотворным текстом, совершенствовать мелкую моторику рук.

  • «Пальчики побежали»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

  • «Помоги»

Цель: закреплять умение детей соотносить разнородные предметы по величине, расширять активный словарь, совершенствовать мелкую моторику рук.

Материал: 2 домика (большой и маленький), построенных из строительного набора, скамейки-кирпичики (большие и маленькие), 2 грузовика разной величины.

  • «Найди свое окошко»

Цель: на эмоционально-чувственной ориентировочной основе закреплять представления о различных геометрических фигурах, продолжать развивать моторику пальцев рук.

Материал: набор карточек для игры «Найди свое окошко».

НОЯБРЬ

Встреча № 11

«Божья коровка»

  • Игра «Пирамидка»

Цель: учить выполнять действия нанизывания на стержень, закреплять умение брать кольцо

кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами,

обхватывая его сбоку; развивать координацию движений рук под зрительным контролем,

совершенствовать осязание; формировать положительное отношение к занятии.

Оборудование: одноцветные пирамидки из 5 колец одинакового размера из расчета одна

пирамидка на ребенка (красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, белого, черного

цветов).

Ход занятия: Длительность занятия: 3-5 мин.

Воспитатель показывает пирамидку, сосредотачивает внимание на предмете, начинает снимать

кольца, предлагая детям поочередно помочь в этом. Затем кольца вновь надевают на стержень.

Воспитатель в случае затруднения помогает детям. После этого раздает индивидуальный

материал для самостоятельной деятельности.

Задание считается выполненным, если ребенок снимает и нанизывает кольца самостоятельно

или периодически с помощью взрослого. Педагог следит, чтобы все дети проявляли

эмоциональное отношение к цвету предметов, стремление выполнять то или иное действие.

  • Игра «Божья коровка»

Цель: создание положительного эмоционального настроя, развивать умение действовать

соответственно правилам игры, развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размер

предмета), развитие внимания, речи и воображения.

Оборудование: игрушечная божья коровка, лист с изображением божьей коровки (для

каждого ребенка), карандаши.

Ход занятии: Длительность занятия 10 мин.

Воспитатель оказывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней. Дети рассматривают божью коровку, здоровается с ней.

Посмотрите и скажите, какого она цвета, формы и величине, затем вместе с детьми считает точки на спинке божьей коровки. Ребята представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем её поймать! Дети выполняют хватательные движения обеими руками одновременно. Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку. А я знаю потешку:

Божья коровка (ритмично покачивает ладонями)

Улети на небо (делает взмахи перекрещенными кистями рук).

Принеси нам хлеба (машут кистями рук на себя)

Черного и белого (ритмично хлопают в ладоши)

Только не горелого! (грозят указательным пальцем).

Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем её нашим дыханием. Дети дышат на ладошки. Согрелась божья коровка, давайте сдуем её с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдох через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки. А теперь давайте сами превратимся в божьих коровок.

Мы вокруг себя покружились
И в божьих коровок превратились. (кружатся)
Божьи коровки, покажите мне ваши
Головки, носики, ротики,

Ручки-крылышки, ножки, животики. (показывают названные тела)

Замечательно! А теперь мы поиграем в игру «Божьи коровки и ветер». Светит солнышко, божьи коровки ползают по листочкам. Дети встают на четвереньки и ползают по полу. Подул злой холодный ветер, перевернул жучков. Дети переворачиваются на спину, шевелят расслабленными ногами и руками. Подул добрый и теплый ветер, помог перевернуться жучкам. Дети снова встают на четвереньки и ползают. Игра повторяется 2-3 раза.

Теплый ветер подул сильнее, поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. Дети полетели. Воробей летит! Спасайтесь, божьи коровки! Дети бегут к своим родителям. Давайте нарисуем божью коровку в воздухе, покажем ручками какая она круглая. Ой посмотрите что вам принесла божья коровка. Давайте их разукрасим. Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!

  • Аппликация «Пушистик и его друзья»

Цель: закрепить основные цвета, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: картинка Пушистика (2 штуки, одна с украшенной шапочкой, а другая

нет), на детей картинки с Пушистиком и разноцветные круги.

Ход занятия:

Ребята к нам в гости пришел Пушистик. Посмотрите, какая у него красивая шапочка, а у его друзей нет. Давайте поможем его друзьям.

Давайте возьмем кружочки положим их на шапочки. Но кружочки слетают, не держатся на бумаге. Давайте тогда их приклеим.

Как красиво получилось. Молодцы.

  • Игра «Вот как мы умеем»

Цель: формирование навыка ритмичной ходьбы, развитие слухового внимания, умения начинать и заканчивать движения под музыку.

1. Зашагали ножки — топ, топ, топ!
Прямо по дорожке — топ, топ, топ.
Ну-ка, веселее — топ, топ, топ.
Вот как мы умеем—топ, топ, топ.

2. Зашагали ножки — топ, топ, топ!
Прямо по дорожке — топ, топ, топ.
Топают сапожки — топ, топ, топ.
Это наши ножки — топ, топ, топ.

  • Игра «Поезд»

Цель: учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, держась за руки, приучать начинать движения и останавливаться по сигналу воспитателя.

Предлагаем нескольким детям встать друг за другом, взрослый становится впереди них и говорит: «Вы будете вагончиками, а я — паровозом». Паровоз дает гудок — и поезд начинает двигаться сначала медленно, а затем быстрее. Движение сопровождается звуками, которые произносят играющие. Время от времени паровоз замедляет ход и останавливается, воспитатель говорит при этом: «Вот и остановка». Затем паровоз вновь дает гудок — и поезд движется дальше.

  • Игра: «Разложим по порядку»

Цель: закрепить основные цвета, развивать мелкую моторику рук.

Высыпать в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и

справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «давай в одно блюдце сложим все

красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это

угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка — только крыжовник.

Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки

упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до

конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год