Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми дошкольного возраста
Психология
Автор: Татьяна Михайловна Базарова   
07.09.2014 22:01

Повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми дошкольного возрастаТема занятия педагога-психолога с родителями: «Повышение коммуникативной компетентности родителей в общении с детьми дошкольного возраста»
Цель занятия: совершенствовать общение родителей с детьми, анализировать и синтезировать позитивный опыт общения с детьми. Углубить знания родителей, как воспитать ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатым дружескими связями, любимым близким людям. Формировать родительскую компетентность по развитию коммуникативных способностей детей и гармонизировать детско-родительские отношения.
Методы и формы работы: беседа, решение проблемных ситуаций, ответы на вопросы, элементы игротерапии.
Реквизит: листы бумаги, ручки, листы с цитатами, бумажные цветочки, игрушка цветок.
Ход занятия.
1. Разминка.
Психолог: Уважаемые родители, я рада вас видеть в нашем родительском клубе. Я предлагаю вам поприветствовать друг друга жестами, мы будем передавать друг другу цветок и приветствовать жестами (воздушный поцелуй, поклон, реверанс, кивок головой и др.).
Психолог:  Тема нашего сегодняшнего занятия «Общение родителей с детьми».
Уважаемые родители, я подготовила несколько цитат которые прошу  вас прокомментировать. (На выполнение данного задания дается 5 мин., чтобы прочитать и подготовить короткий комментарий к цитате).
ЦИТАТЫ
1. «Чем больше балласта, тем труднее становится общение».
2. «Нет никаких гарантий, что Ваш собеседник слышит то, что Вы хотели бы ему сказать».
3. «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».
4. «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».
5. «Научись слушать,  и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».
6. «Когда Конфуция спросили, есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, он ответил: «Это слово – СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ».
Итак, общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими; 2) умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Всему этому ребенок учится в семье, детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? (Ответ родителей).
Психолог: Каким Вы видите идеальное общение «Родитель – ребенок?» Что для этого нужно делать? (Ответ родителей.) Правильно. Должна быть выработана правильная позиция общения.
Существует несколько позиций общения. Чтобы выбрать наиболее подходящую, нужно почувствовать достоинства и недостатки каждой из них. И  для того чтобы выбрать наиболее подходящую я предлагаю каждую из позиций опробовать на себе. Для этого нужно разбиться на пары, один будет изображать родителя, а другой ребенка. Вы оба почувствуете на себе достоинства и недостатки занимаемой позиции, а затем поделитесь своими впечатлениями.
Позиция 1. Ребенок сидит на стуле, а родитель стоит перед ним. Между вами идет общение. (Проходит 5 мин. И участники меняются местами).
Психолог: Как вы, чувствовали себя в роли родителя? А как в роли ребенка? Какие плюсы и минусы вы почувствовали в позиции: ребенок смотрит вверх, а родитель – вниз? (Ответ: быстро наступает усталость у обоих участников и как следствие, невнимательность при общении и угасание интереса о предмете разговора).
Позиция 2. Родитель, стоя перед ребенком, ласково гладит ребенка по голове. (Проходит 5 мин. И участники меняются местами). Вопрос к родителю: Вам удобно? Долгим будет ваше общение с ребенком? (Ответ родителя.)
Психолог: Те чувства, которые вы хотели передать ребенку, он их не получит при использовании  данной позиции общения. В этой позиции люди видят друг друга совершенно по-разному. И передать свои чувства они практически не могут.
Позиция 3. «Глаза в глаза». Оба участники присаживаются на стулья и ведут разговор.
Психолог: Родитель вам удобно общаться с ребенком в данной позиции? (Ответ.) А вам ребенок удобно? (Ответ.) Скажите, пожалуйста, которая из 3-х позиций самая удобная для общения с друг другом? (Ответ.)
Психолог: Правильно позиция 3. Эта позиция способствует установлению наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане. Ни один не ощущает себя более важным, значимым и т. п., чем другой.
Итак, можно сделать вывод, что позиция общения – это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Позиция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное расположение партнеров отрицательно сказывается на эффекте общения.
А сейчас давайте проверим себя, насколько вы умеете хорошо общаться с ребенком. Для этого я подготовила несколько ситуации, которые необходимо будет решить. Для этого давайте разделимся на группы, я раздам конверт с ситуацией. Вы можете обсуждать решение ситуаций сообща внутри группы, но отвечать будет только один человек, а другие могут дополнить ответ.
(Психолог раздает конверты с ситуациями, а родители на них отвечают. Психолог контролирует правильность ответов и при необходимости добавляет).
Ситуация № 1. Мама Андрея нашла в кармане у мальчика чужую машинку. «Зачем ты взял в детском саду эту машинку? Я знаю, ты добрый и честный. Завтра отнеси ее детям, они тоже хотят играть».
А мама Коли, общаясь со своим сыном, говорит ему: «Зачем ты взял эту машинку в детском саду? Ты плохой! Ты вор!»
Вопрос. В чем проявляется принципиальное различие общения со своими детьми у этих мам?
Решение. Первая мама в общении со своим сыном формирует у него положительные черты характера, вторая – отрицательные.
Вначале ребенок для себя «никакой». Он не плохой и не хороший! Плохим или хорошим его делает мать – через свою оценку и действия. Общаясь с ребенком, она обозначает не столько его действия, сколько его самого: «ты добрый» или «ты плохой».
Соответствующая оценка матери формирует его самооценку и сказывается на его эмоциональном состоянии «Я хороший» или «Я плохой».
Ситуация № 2. В неполной семье однажды Дима (7 лет) говорит матери:
- Мне скучно, с папой мы всегда что-то строили.
- Да, и мне грустно, - сказала мама, - раньше мы  жили интересно.
Сын прислонился к маме и заплакал. Заплакала и мама. После этого им стало легче.
Задание. Дайте психологический анализ действий мамы.
Решение. Мама поступила правильно: поняла переживания сына и сказала ему о своем переживании. Обоим стало легче. Они стали ближе друг к другу.
Когда мы  искренне выражаем свои чувства, то и ребенок становится искреннее в выражениях своих чувств, чувствует, что ему доверяют, и он начинает доверять.
Ситуация № 3. Миша (4 года) спросил отца, что такое «процессор»? Папа стал объяснять с точки зрения науки устройство процессора и его название. Ребенок смотрел в лицо отца, стараясь понять его речь. Но постепенно взор его стал гаснуть и он отошел от отца.
Вопросы: Состоялось ли общение отца с сыном?
По каким признакам можно судить об этом?
Было ли разрушено общение, покажите признаки?
Решение. Вначале общение состоялось, об этом говорит то внимание, с каким сын слушал объяснение отца. Но постепенно, по мере того, как папа вводил в свою речь новые малоприятные слова, общение сошло на нет.
Слова, которые не понимает ребенок в речи взрослого, нарушают общение, так как ребенок не может полноценно следить за мыслью говорящего. И если непонятных слов становится много, то мысль ребенка полностью переключается на другое, более понятное и интересное для него.
Ситуация № 4. Влад (6 лет) пришел в слезах домой и пожаловался, что его обозвали «рыжим, рыжим, конопатым». (У мальчика действительно рыжие волосы и много веснушек).
Вопрос: Как мама должна поступить в этой ситуации?
Решение. Мама, не акцентируя на этом внимания, сказала: «Да, действительно у людей бывают волосы разного цвета. У тебя они рыжие. А некоторые дети дразнятся, так бывает. Я понимаю, ты обиделся на них. Но чем больше люди показывают, что им это неприятно, тем больше их дразнят. Посмотри на себя в зеркало, у тебя очень необычный цвет волос, и ты можешь этим гордиться. А мальчикам скажи: «Вам завидно, что у вас не такие волосы». Можешь и посмеяться вместе с ними, что волосы у тебя такого красивого, необычного цвета».
Психолог: Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Я вас попрошу выразить свое впечатление от нашего занятия. Для этого нужно на обратной стороне весеннего цветочка написать свое мнение, что нового узнали, что будете использовать при общении с детьми, а потом мне его вернуть.
(Психолог раздает всем родителям по цветочку и авторучке.) Психолог благодарит всех за внимание и за работу на занятии. На этом занятие заканчивается. Звучит музыка и все уходят.


ЦИТАТЫ
1. «Чем больше балласта, тем труднее становится общение».


2. «Нет никаких гарантий, что Ваш собеседник слышит то, что Вы хотели бы ему сказать».


3. «Настраивайтесь на человека, а не на сообщение».


4. «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».


5. «Научись слушать,  и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо».

6. «Когда Конфуция спросили, есть ли одно такое слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, он ответил: «Это слово – СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ».
СИТУАЦИИ
Ситуация № 1. Мама Андрея нашла в кармане у мальчика чужую машинку. «Зачем ты взял в детском саду эту машинку? Я знаю, ты добрый и честный. Завтра отнеси ее детям, они тоже хотят играть».
А мама Коли, общаясь со своим сыном, говорит ему: «Зачем ты взял эту машинку в детском саду? Ты плохой! Ты вор!»
Вопрос. В чем проявляется принципиальное различие общения со своими детьми у этих мам?

Ситуация № 2. В неполной семье однажды Дима (7 лет) говорит матери:
- Мне скучно, с папой мы всегда что-то строили.
- Да, и мне грустно, - сказала мама, - раньше мы  жили интересно.
Сын прислонился к маме и заплакал. Заплакала и мама. После этого им стало легче.
Задание. Дайте психологический анализ действий мамы.
Ситуация № 3. Миша (4 года) спросил отца, что такое «процессор»? Папа стал объяснять с точки зрения науки устройство процессора и его название. Ребенок смотрел в лицо отца, стараясь понять его речь. Но постепенно взор его стал гаснуть и он отошел от отца.
Вопросы: Состоялось ли общение отца с сыном?
По каким признакам можно судить об                                      этом?
Было ли разрушено общение, покажите признаки?

Ситуация № 4. Влад (6 лет) пришел в слезах домой и пожаловался, что его обозвали «рыжим, рыжим, конопатым». (У мальчика действительно рыжие волосы и много веснушек).
Вопрос: Как мама должна поступить в этой ситуации?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год