Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
Психология
Автор: Лободенко Наталья Леонидовна   
12.09.2016 20:27

«ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.«ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

Ребенок в человека вырастает не сам, ребенка человеком делают родители. Он рождается без опыта текущей жизни, чистый носитель ин-формации, который только начинает записывать и объяснять себе все про-исходящее вокруг. И именно родители (воспитатели) являются первыми людьми, которых фиксирует маленький человек, и именно они остаются наиболее важными людьми для ребенка на всю оставшуюся жизнь.

Родители навсегда остаются в сознании ребенка, а затем и взрослого, в виде картинок и в виде моделей поведения. В виде отношения, как к себе, так и к другим, в виде усвоенных с детства навыков поведения в определенных ситуациях. Как целенаправленная деятельность, воспитание вторично. Среди родителей осознанных воспитателей — немного, осознанно воспитывают детей — единицы. Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично — это родители и дети, какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними.

 

Работая психологом в детском саду, основной своей задачей я ставлю задачу донесения до родителей и воспитателей информации о том, что в первую очередь они являются важным источником «хорошего» или «плохого» поведения детей. Рассмотрим этот вопрос подробней.

На основе теории и практики транзактного анализа Памела Левин разработала концепцию возрастных стадий развития, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи своего развития, подготавливая переход к следующей стадии.

  1. Стадия существования (от 0 до 6 месяцев);
  2. Стадия действий (от 6 до 18 месяцев);
  3. Стадия мышления (от 18 месяцев до 3 лет);
  4. Стадия идентичности и силы (от 3 до 6 лет);
  5. Стадия структуры (от 6 до 12 лет);
  6. Стадия идентификации, сексуальности и отделения (от 12 до 18 лет).

Как мы видим четыре стадии развития приходятся на время, которое ребенок проводит в детском саду. Т.е. осознанное или неосознанное влияние родителей и воспитателей в данный период является определяющим в воспитании ребенка и влияет на качество всей его последующей жизни, это отражено в психологической концепции "сценария" жизни, разработанной в теории транзактного анализа. Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Но ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии.

На этих стадиях (от 0 до 6 лет) ребенок принимает для себя ряд определенных решений, таких как: жить, процветать, доверять людям и своим ощущениям при исследовании окружающего мира, а когда необходимо — звать на помощь, ожидая, что его потребности будут удовлетворены. Учиться думать и решать проблемы самостоятельно, при этом получать удовольствие от процесса, выражать свои чувства и справляться с ними. Проходя данные стадии развития, ребенок учиться, при правильной поддержке со стороны взрослых, устанавливать идентичность собственной личности и необходимым навыкам и ролям в обществе. Проживая эти стадии, ребенок ожидает от значимых взрослых поддержки и понимания, желает слышать определенные слова и ощущать определенные чувства, видеть конкретные действия со стороны взрослых.

Взрослым, в первую очередь, для обучения «полезному» поведению необходимо заботиться о себе и разрешать собственные проблемы, возникающие на той стадии, которую в данный момент проходит его ребенок.

На всех стадиях развития, независимо от возраста, значимым взрослым

необходимо создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту своему ребенку.

Предлагаю вам список жизненно важных навыков для поддержания детей в выполнении задач развития, в результате применения которых улучшится психологический климат в семье и в воспитательном учреждении. Будет сформирована мотивация на успех и самоуважение у детей и их родителей.

  • Обеспечивать любящую, последовательную заботу для ребенка и реагировать на его потребности.
  • Защищать его от повреждений при ознакомлении с разнообразными сенсорными ощущениями (массаж, музыка, горшки и кастрюли, кубики, мягкие игрушки, игрушки, которые издают шум и т.д.)
  • Реагировать, когда ребенок затевает игру. Помогать ему переходить от одного занятия к другому.
  • Давать простые и ясные указания, которым ребенок может следовать; поддерживать и хвалить за достижения.
  • Воздерживаться интерпретировать поведение ребенка: “Тебе нравится смотреться в зеркало”. Вместо этого называть поведение ребенка: “Юля смотрит в зеркало”
  • Много разговаривать с ребенком, говорить как что называется. Давать информацию для чего делать что-либо, как это делать и т.д. Объяснять “почему”, “как” и обеспечивать ребенка другой информацией. Говорить по два “да” на каждое “нет”. Отвечать на вопросы.
  • Воздерживаться прерывать его, когда это возможно.
  • Устанавливать разумные границы поведения и следить за их выполнением. Учить ребенка основным командам для обеспечения безопасности (например, подойди, нельзя, иди, сядь, встань).
  • Радоваться способности детей думать. Уделять время и обеспечивать возможности для развития мышления ребенка. Поощрять причинно-следственное мышление.
  • Позволять детям выражать как позитивные, так и негативные чувства. Учить, как выражать чувства иначе, чем ударив кого-либо или что-либо. Оставаться стабильными во время вспышек гнева ребенка, не уступать и не злоупотреблять властью.
  • Ожидать, что ребенок будет думать о собственных чувствах и начнет думать о чувствах других людей. Ожидать, что ребенок будет выражать чувства и соединять чувства с мышлением. Воздерживаться от споров кто прав, кто виноват.
  • Относиться к ребенку как к “удивительному”.
  • Поддерживать детей в исследовании мира вещей, людей, идей, чувств.
  • Поощрять ребенка радоваться тому, что он мальчик или девочка, учить, что оба пола хороши. Аккуратно реагировать по мере проявления детского любопытства к человеческому телу и разнице между мальчиками и девочками. Давать ребенку информацию о мире и корректировать ложную информацию.
  • Обеспечивать приемлемые позитивные и негативные последствия действий ребенка. Поощрять использование фантазии и разделение фантазии и реальности. Использовать такой язык, чтобы было ясно, кто за что отвечает.
  • Хвалить за хорошее поведение
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год