«ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. |
Психология | |||
Автор: Лободенко Наталья Леонидовна | |||
12.09.2016 20:27 | |||
«ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Ребенок в человека вырастает не сам, ребенка человеком делают родители. Он рождается без опыта текущей жизни, чистый носитель ин-формации, который только начинает записывать и объяснять себе все про-исходящее вокруг. И именно родители (воспитатели) являются первыми людьми, которых фиксирует маленький человек, и именно они остаются наиболее важными людьми для ребенка на всю оставшуюся жизнь. Родители навсегда остаются в сознании ребенка, а затем и взрослого, в виде картинок и в виде моделей поведения. В виде отношения, как к себе, так и к другим, в виде усвоенных с детства навыков поведения в определенных ситуациях. Как целенаправленная деятельность, воспитание вторично. Среди родителей осознанных воспитателей — немного, осознанно воспитывают детей — единицы. Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично — это родители и дети, какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними.
Работая психологом в детском саду, основной своей задачей я ставлю задачу донесения до родителей и воспитателей информации о том, что в первую очередь они являются важным источником «хорошего» или «плохого» поведения детей. Рассмотрим этот вопрос подробней. На основе теории и практики транзактного анализа Памела Левин разработала концепцию возрастных стадий развития, по которой ребенок на каждой стадии решает определенные задачи своего развития, подготавливая переход к следующей стадии.
Как мы видим четыре стадии развития приходятся на время, которое ребенок проводит в детском саду. Т.е. осознанное или неосознанное влияние родителей и воспитателей в данный период является определяющим в воспитании ребенка и влияет на качество всей его последующей жизни, это отражено в психологической концепции "сценария" жизни, разработанной в теории транзактного анализа. Родители и воспитатели, обеспечивая адекватную заботу и устанавливая позитивную дисциплину, способствуют решению ребенком задач развития. Но ошибки в воспитании вызывают застревание (остановку) развития на какой-либо стадии, что приводит к формированию психосоциальных проблем в подростковом и взрослом состоянии. На этих стадиях (от 0 до 6 лет) ребенок принимает для себя ряд определенных решений, таких как: жить, процветать, доверять людям и своим ощущениям при исследовании окружающего мира, а когда необходимо — звать на помощь, ожидая, что его потребности будут удовлетворены. Учиться думать и решать проблемы самостоятельно, при этом получать удовольствие от процесса, выражать свои чувства и справляться с ними. Проходя данные стадии развития, ребенок учиться, при правильной поддержке со стороны взрослых, устанавливать идентичность собственной личности и необходимым навыкам и ролям в обществе. Проживая эти стадии, ребенок ожидает от значимых взрослых поддержки и понимания, желает слышать определенные слова и ощущать определенные чувства, видеть конкретные действия со стороны взрослых. Взрослым, в первую очередь, для обучения «полезному» поведению необходимо заботиться о себе и разрешать собственные проблемы, возникающие на той стадии, которую в данный момент проходит его ребенок. На всех стадиях развития, независимо от возраста, значимым взрослым необходимо создавать атмосферу любви, безопасности и обеспечивать защиту своему ребенку. Предлагаю вам список жизненно важных навыков для поддержания детей в выполнении задач развития, в результате применения которых улучшится психологический климат в семье и в воспитательном учреждении. Будет сформирована мотивация на успех и самоуважение у детей и их родителей.
|