Коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте. |
Психология | |||
Автор: Сухорослова Анна Николаевна, Душкина Татьяна Евгеньевна | |||
03.07.2016 12:00 | |||
Коррекция тревожности в старшем дошкольном возрасте.
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Современному ребёнку приходится сталкиваться с такими проблемами, как ритм современной жизни, всегда занятые родители и многое другое. Возникновение тревожности детей связано с неудовлетворением их возрастных потребностей. Среди детских эмоций нередко существенное место занимают не только, положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. Тревожный ребенок начинает сомневаться в своих способностях и силах, это приводит к формированию заниженной самооценки. Дети более чувствительны, чем взрослые, они оказываются незащищенными, чаще начинают испытывать тревогу, беспокойство. Такие дети постоянно находится в подавленном настроении, у них затруднены контакты с окружающим миром. Мир им кажется враждебным.
Тревога дезорганизует не только позновательную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности, приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Актуальность темы определяется широкой распространённостью эмоциональных комплексов, среди старших дошкольников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с этим в настоящее время психологами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является сказкотерапия. В последнее время термин звучит чаще и чаще. Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. Проблемой тревожности у детей и снижением ее уровня занимались многие психологи и педагоги, это А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, С. Л. Рубинштейн, Р. С. Немов, Н. Е. Лысенко, Р. В. Овчарова и др. Проведённая исследовательская работа и анализ литературы по теме исследования позволяют сделать вывод о том, что проблема тревожности у детей остаётся актуальной. Среди негативных переживаний детей тревожность занимает особое место. Повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности ребёнка. Таким образом, вопросы изучения детской тревожности занимают значительное место в современной психологии. Результаты диагностики уровня тревожности показали, что значительная часть старших дошкольников нуждается в коррекционной работе по снижению уровня тревожности. Была подобрана система занятий, основанная на методе сказкотерапии. Сказкотерапия — коррекция и лечение через прослушивание, чтение, анализ сюжетов сказок. Это средство коррекции помогает не только детям, но и взрослым. Ко всему прочему сказка дает потрясающий эффект уже на начальных этапах работы. К тому же это очень интересный способ коррекции эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста. Существует огромное количество видов и типов сказок, что лишь способствует быстрой коррекции нарушений детей. О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали такие ученые как А. Адлер, Э. Берн, В. П. Аникин и другие. Популярность сказки объясняется тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях: сознательном и подсознательном. Эффективность использования сказки в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать. Психокоррекция с помощью сказки связана с рождением у человека новых креативных потребностей и способов их удовлетворения. Это процесс воспитания внутреннего мира ребенка, его гармоничного мироощущения, что становится основой для созидательных действий по отношению к себе, близким, окружающему миру. Результаты данного исследования позволяют дать рекомендацию о необходимости активного использования комплекса коррекционных занятий по сказкотерапии, так как происходящие личностные изменения можно назвать положительными. Литература
|