«Уголок психологической разгрузки как средство преодоления негативного эмоционального состояния дошкольников»
- Соколова Н.В. – воспитатель
- Архипова Т.А. – воспитатель
СП детский сад «Светлячок» ГБОУ СОШ №1 им. И. М. Кузнецова с. Большая Черниговка
Цель: Обеспечение психологического комфорта в группах ДОО и преодоление негативного эмоционального состояния дошкольников посредством создания специальных уголков уединения, или зоны релаксации.
Задачи:
- Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе.
- Облегчить процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста
- Научить детей выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы.
- Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей.
- Научить дошкольников бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе.
Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате должно быть особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации).
Исходя из этого, ставлю перед собой цель: обеспечение детям психологического комфорта в группах ДОО посредством создания специальных уголков уединения, или зоны релаксации.
Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу.
Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков,
спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами. Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Важнейшая составляющая зоны отдыха — наполняющие её предметы. Здесь можно выделить три основные группы.
- Предметы для выражения негативных эмоций (Подушки для битья, подушки-поплакушки, «Стаканчик гнева», «Коврик злости», «Кружка-кричалка» и т.д.)
- Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию (Фотоальбом с групповыми и семейными фото, игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе, материалы для изобразительной деятельности, массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки и т.п.)
- Пособия для развития эмоциональной сферы ( «Подушка-обнимушка», «Куб настроения», «Книга доброты», Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки» и др.)
Содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.
В нашем дошкольном учреждении в каждой группе был создан неповторимый «маленький мир» для уединения, находясь в котором ребёнок чувствует себя спокойно, комфортно и безопасно.
- В группе раннего возраста малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. В таком уголке кроха может "спрятаться" от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции. Для этого в уголке расположены знакомые ребенку вещи, подушки — «думки», телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным.
- Во второй младшей группе уголок оснащен такими предметами, как «зеркало настроения» (если у ребенка плохое настроение, ему предлагают сесть перед зеркалом, посмотреть на себя внимательно, найти свое настроение, улыбнуться – и настроение изменится, улучшится; «островок примирения» (при возникновении ссор, конфликтов, дети заходят на этот коврик и решают свой конфликт – мирятся; маленькие мячи, игрушки — пищалки; тактильные мешочки со сливовыми, вишневыми и арбузными косточками; шнуровки.
- Центр релаксации в средней группе сделан в виде балдахина. На стене изображено генеалогическое древо группы, на веточках семейные фотографии. Ребёнок может зайти и посмотреть на своих родных и успокоится, если он взволнован. В уголке находятся подушка-думалка и подушка-плакучка. Так же есть коврик злости, мягкие пазлы; игры для развития логического мышления; книги, альбомы, мелки. Ребята с удовольствием проводят там свое время.
- Зона уединения старшей группы представляет собой палатку, на полу которой расположен мягкий коврик и красочные подушки. Рядом с домиком антистрессовое уютное детское кресло. Оснащение уголка уединения: корзинка «Цветного настроения» с клубочками разноцветных ниток (для разматывания и сматывания); «Зеркальце настроения», дидактические игры, настольные игры на обогащение эмоциональной сферы, цветные карандаши для рисования и раскраски. Чтобы дать выход негативным эмоциям, дошкольник может нарисовать свой страх или гнев.
- В подготовительной группе для уголка психологической разгрузки был сделан каркас из полипропиленовых труб, который обшили тканью приятного зеленого цвета. Родители воспитанников сделали уютное детское кресло в форме божьей коровки, (для этого использовали мягкие модули). Помирить детей может «Корбочка — мирилка» (коробка с отверстиями с двух сторон, в которые дети вставляют руки, пожимают их, мирятся). Картотека «Мирилок» прикреплена сбоку коробочки. Для релаксации и снятия напряжения у детей используются массажные мячики, игрушки – антистресс, «мешочки для гнева». Имеется комплект игрушек для театральной деятельности. Для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям ребята играют в «Твистер».
В заключение хочется отметить, что созданная в группах благоприятная атмосфера, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и личностному развитию.
Итогом проведённой данной работы можно назвать следующие результаты:
- Уголок уединения стал настоящим помощником воспитателя в группе.
- Дети стали разбираться во всём спектре чувств, которые они испытывают.
- Обеспечен психологический комфорт в группе.
- Создание «уголков уединения» в групповом помещении обеспечило эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе.
Правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.
Список использованных источников
- Смолякова Е. Н. Организация психологических уголков в группе детского сада. //Воспитатель дошкольного учреждения. №4 – 2013
- Справочник старшего воспитателя, № 9, 2011. Использование антистрессовых игрушек в процессе коррекционной работы.
- Справочник педагога – психолога №2, 2016г. Уголок психологической разгрузки «Комната Фей».
- https://www. maam. ru/detskijsad/konsultacija-ugolok-psihologicheskoi-razgruzki-kak-sredstvo-preodolenija-negativnogo-yemocionalnogo-sostojanija. html
- https: //metior. ru/article/97-konsultacija-dlja-pedagogov. html
|