ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Психология | |||
Автор: Петрина Наталья Вадимовна | |||
19.09.2016 21:20 | |||
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Семья для ребёнка является главным фактором личностного развития. Родительское отношение может как положительно, так и отрицательно влиять на личностное развитие ребёнка. Так же родительское отношение может способствовать развитию тревожности, а более характерно это для часто болеющих детей [2]. Например, если у ребёнка с матерью сложились симбиотические отношения, то тревожность матери легко передастся ребёнку. Из-за того, что ребёнок становится зависим от матери, он не самостоятелен, пассивен, там, где нет мамы, проявляет беспокойство. Так же, это может случиться с ребёнком, к которому проявляется нормальный уровень заботы, но ребёнок боится отца или мать из-за вспыльчивого характера [5]. Следует отметить, что в дошкольном возрасте мальчики тревожней, чем девочки. Мальчиков тревожат мысли о насилии в различных его проявлениях: физические травмы, наказания, несчастные случаи и т.д. В то время как девочки тревожатся из-за отношений с другими людьми: возможные ссоры, расставания.
В ДОО зачастую коррекцию тревожных состояний проводят только с ребёнком на индивидуальных занятиях. Мы предположили, что коррекционная программа в форме детско-родительских тренинговых занятий с использованием игровых упражнений и элементов арт-терапии, может снизить уровень тревожности и оптимизировать детско-родительские отношения, так как повысится педагогическая и психологическая грамотность родителей, у детей будут сняты мышечные и психологические зажимы, родитель и ребёнок в ходе тренингов смогут выстроить гармоничные отношения. Программа реализовывалась на базе частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 198 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» г. Красноярска. Концептуальной основой программы является идея сотрудничества взрослого с ребенком, оптимизация детско-родительских отношений. В программе использованы идеи А. Адлера, И.М. Марковской, Р. Дрейкуса и др. Предполагаемая программа рассчитана на 8 занятий по 25-30 мин., 2 раза в неделю. Основные принципы коррекционно-развивающей программы:
До и после проведения коррекционной программы, направленной на оптимизацию детско-родительских отношений, проводилось исследование уровня тревожности мальчиков и типа родительского отношения к ним. В исследовании мы использовали методики:
До проведения коррекционной программы выявлено следующее: Рис. 1 Тип родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребёнком. Рис 2. Уровень тревожности часто болеющих и здоровых мальчиков старшего дошкольного возраста По результатам нашего исследования можно сказать, что в группе здоровых мальчиков старшего дошкольного возраста при типах родительского отношения принятие-отвержение, инфантилизация прослеживается высокий уровень тревожности; при симбиозе – средний уровень тревожности; при кооперации — средний и низкий уровни тревожности. В группе часто болеющих мальчиков старшего дошкольного возраста при типе родительского отношения контроль наблюдается высокий уровень тревожности; при инфантилизации и симбиозе — высокий и средний уровни тревожности; при принятии-отвержении — средний и низкий уровень тревожности; при кооперации — низкий уровень тревожности. После реализации коррекционной программы мы проведи повторное исследование. Для оценки эффективности коррекционной программы нами были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте. Получены следующие результаты: Рис. 3 Уровень тревожности здоровых и часто болеющих мальчиков старшего дошкольного возраста. Так здоровых мальчиков с высоким уровнем тревожности стало на 20% меньше. Здоровые мальчики с низким и среднем уровнями тревожности составляют по 40% соответственно. Число часто болеющих мальчиков с высоким уровнем тревожности понизилось на 13%. Число часто болеющих мальчиков с средним и низким уровнем тревожности повысилось на 8% и 5% соответственно. Рис. 4 Тип родительского отношения в семьях с часто болеющим и здоровым ребёнком. В семьях с здоровыми мальчиками старшего дошкольного возраста остались предпочтительными типы родительского отношения кооперация (45%) и симбиоз (30%). Тип родительского отношения инфантилизация не выявлен не у одной семьи здоровых мальчиков. Количество семей с часто болеющими детьми, в которых тип родительского отношения инфантилизация снизилось на 10% и составляет 15%, а в которых тип родительского отношения симбиоз начало составлять 30%. Семей с типом родительского отношения кооперация, где есть часто болеющий ребёнок, стало на 15% больше, их количество составляет 30%. Количество семей с такими типами родительского отношения как принятие-отвержение и контроль осталось таким же (15% и 10% соответственно). Таким образом, тип родительского отношения имеет прямое влияние на тревожность мальчиков старшего дошкольного возраста, в частности часто болеющих, что доказывает наш эксперимент, а также с помощью коррекционной программы можно оптимизировать или изменить тип родительского отношения в сторону эффективного и снизить тревожность мальчиков старшего дошкольного возраста. Список литературы
|