Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих? Дети по-своему оценивают поведение родителей, видя то же, что и взрослые, но воспринимают не так, как мы, взрослые. Особенности детского осмысления часто не понимаются и не принимаются взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные теории, версии. Опираясь на них, дети ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей.
Чтобы определить эмоциональное благополучие ребенка в семье, можно предложить ему нарисовать семью, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В.К.Лосевой, помогут вам в этом.
Отказ ребенка: «Я не хочу» или вопрос: «А кто это?» говорят нам о том, что у ребенка не формировано понятие «семья» или о тревожности. В рисунке нет ничего случайного. Ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей. Отговорки: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась...» - не имеют значения.
ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1. Если отсутствует кто-то из членов семьи: а) Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку. б) Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» человеком. 2. Если нет самого автора: а) Трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне нет места». б) «Мне и без них неплохо». 3. Размер персонажа выражает его значимость для ребенка, т.е. какое место занимает этот член семьи в душе ребенка. 4. Вымышленные персонажи (кот, собака или предметы) – неудовлетворенные желания. 5. Кто выше, кто ниже: выше тот, кто имеет наибольшую власть в семье (младшая сестра или сам автор управляют остальными членами семьи). 6. Расстояние между персонажами связано с психологической дистанцией (кто в психологическом плане ребенку ближе всех, того он изобразит рядом). 7. Если ребенок рисует себя очень маленьким – у него низкая самооценка. 8. Соприкосновение изображенных руками - тесный психологический контакт (мама, бабушка или др.) 9. Усиление нажима или очень тоненькие, дрожащие линии – этот персонаж вызывает наибольшую тревожность у ребенка. 10. Большая голова – более умный член семьи (по мнению ребенка). 11. Глаза – орган выражения печали, просьба об эмоциональной поддержке. Глаза большие, расширенные – тревожные, беспокойные персонажи, желающие, чтобы им помогли; маленькие, узкие – внутренний запрет на плач, не решаются попросить о помощи. 12. Уши – «орган» восприятия критики о себе: Большие уши – изображенный должен больше всех слушаться других; без ушей – отказ слушаться, игнорирует то, что о нем говорят. 13. Большой рот – источник угрозы; если вообще нет рта или изображен точкой или черточкой – не может словами выразить или влиять на других. 14. Шея – символизирует способность к рационализму, самоконтролю над чувствами. 15. Руки - функция присоединения, взаимодействия, человек может что-то делать, менять; чем больше пальцев – тем сильнее человек; чем меньше пальцев – ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать. 16. Ноги – чем больше площадь опоры, тем тверже человек стоит на земле. 17. Солнце - символ защиты и тепла. 18. Если ребенок изображает между членами семьи людей или предметы – это то, что мешает ощущать себя защищенным.
|