Коррекционно — развивающая программа для дошкольников «Давайте дружить!» |
Психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Коробкова Оксана Владиславна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.12.2024 18:57 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коррекционно — развивающая программа для дошкольников «Давайте дружить!» Аннотация. Научно-практическая новизна и обоснованность программы. В настоящее время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Сегодня вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жесткость, враждебность. Гнев, злоба, месть как форма проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение. Само понятие «агрессия» происходит от латинского слова «agressio» — нападение, приступ. В психологическом словаре «агрессия» — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния страха, подавленности и т. п.). Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве. Выделяются множество факторов, влияющих на ее появление: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека); повсеместная демонстрация сцен насилия; нестабильная социально-экономическая обстановка; социально-культурный статус семьи; низкий уровень эмоционально-волевой сферы; негативное отношение педагога к ребенку; несформированность механизмов саморегуляции поведения и др. Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде.
Все многообразие западных психолого-педагогических концепций агрессивного поведения можно условно разделить на две группы. В первую группу включены теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (3. Фрейд, К. Лоренц, Мак Дауголл и др.). Во вторую группу входят концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения (Доллард, Басс, Берковиц и др.). Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и представляют в основном обзор зарубежных исследований (С. Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева и др.). Для нас ценными являются следующие применяемые методики, технологии, диагностический инструментарий: Методика, технология, инструментарий Источник Графическая методика «Кактус», авт. М.А. Панфилова. Анкета для родителей.. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребёнка», Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. Сказка «Про нос и язык». Игра «Обзывалки», «Сороконожка». Упражнения «Тропинка», «На берегу». Игры «Имя и движение», «Доброе животное», «Слепой и поводырь». Как научить детей сотрудничать? / Релаксации «Воздушные шарики», «Солнечный зайчик», «Волшебный цветок добра». Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Актуальность, перспективность, практическая направленность. В последнее время наблюдается негативная тенденция увеличения обращений родителей к психологу по проблемам, связанных с различными проявлениями эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: повышенная тревожность, страхи, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, двигательная расторможенность, нарушения в общении и т. д. Подобная симптоматика может в последствии сказаться не только на формировании их характерных черт личности, но и привести к сложностям в обучении. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Дети с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У дошкольников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах. Дети с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Таким образом, составление данной программы актуально, так как возникает необходимость организации комплексной работы по преодолению поведенческих нарушений, включающих не только работу непосредственно с детьми, но и социумом, окружающим ребенка. Основным направлением работы с дошкольниками является социализация агрессии, т. е. научение ребенка контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определенных сообществах. Психологическая коррекция – комплекс мер и способов влияния на ребенка, коррекции его поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования его памяти, внимания и мышления в целом. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Цель работы состоит в формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Для реализации целей были поставлены следующие задачи:
- обучить детей речевым средствам общения, умению конструктивного общения и выхода из конфликтных ситуаций. Средствами реализации этих задач являются следующие методы:
- ритмико – телесные упражнения, подвижные игры. Исходя из специфичности эмоционального реагирования детей с нарушением поведения, необходимо стремиться к тому, чтобы во время работы в группах царила атмосфера доброжелательности, взаимного уважения и понимания и участники тренинга не опасались принудительных мер или санкций со стороны ведущего. Поэтому она основывается на следующих принципах:
- принцип систематичности, последовательности и постепенности. Адресат: Возраст участников групповых занятий – 5-6 лет. Срок обучения: 14 занятий по 30 мин Режим занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность курса: программа рассчитана на 6 месяцев работы. Из них 3,5 месяца посвящается проведению психологических коррекционно-развивающих занятий с детьми. Частота проведения — 1 раз в неделю. Кроме этих занятий, под сопровождением педагога-психолога, с детьми регулярно проводят дополнительную психолого-педагогическую работу воспитатели и родители. Ожидаемые результаты реализации программы: По итогам реализации программы по преодолению агрессивного поведения дошкольника планируются следующие результаты:
Кроме того, дети познакомятся с адекватными способами реагирования на провоцирующую ситуацию, с различными приёмами самоконтроля и снятия накопившегося эмоционального напряжения. Также научатся использовать приобретённые знания, умения и навыки в повседневную жизнь. Учебный план. Цель: формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Категория обучающихся: Возраст участников групповых занятий – 5-6 лет. Группа должна включать 2 – 3 детей с нарушением поведения и остальных детей с «нормой». Срок обучения: 14 занятий Режим занятий: 1 час в неделю (30 мин).
Учебно-тематический план Цель:формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Категория обучающихся: Возраст участников групповых занятий – 5-6 лет. Группа должна включать 2 – 3 детей с нарушением поведения и остальных детей с «нормой». Срок обучения: 14 занятий Режим занятий: 1 час в неделю (30 мин).
|