Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Родительский клуб «Практическое занятие по развитию речи дошкольников с элементами правополушарной живописи «Весеннее настроение»
Психология
Автор: Залознова Нелли Викторовна Черкасова Снежана Владимировна   
13.09.2024 14:52

Родительский клуб «Практическое занятие по развитию речи дошкольников с элементами правополушарной живописи «Весеннее настроение»Родительский клуб «Практическое занятие по развитию речи дошкольников с элементами правополушарной живописи «Весеннее настроение»

Педагоги-психологи: Залознова Нелли Викторовна Черкасова Снежана Владимировна

Актуальность:

Речь — одно из важнейших приобретений в жизни человека, потому что она не дана нам от рождения. Чтобы речь развивалась своевременно и правильно, необходимо приложить немало усилий со стороны взрослых. При этом семья имеет решающее воздействие на ребенка. В случае решения задачи речевого развития дошкольника тесный контакт с его семьей, понимание родителями совместной с педагогами ответственности за результат поможет сделать деятельность по преодолению нарушений речи более эффективной. Неправильная речь может отразиться на психическом состоянии ребенка. Дети становятся более замкнутыми, скрытыми, менее общительными и неуверенными в себе, импульсивными. Все это может привести к негативным последствиям.

 

Скачать презентацию

Современного родителя интересует один главный вопрос: каким образом, что необходимо сделать, чтобы избежать, либо исправить проблему неправильного речевого развития ребенка, научить его общаться. С целью профилактики, а также для осуществления просветительской деятельности, способствующей пониманию родителями ценности создания условий для развития речевой активности, мы, педагоги-психологи дошкольного учреждения, вовлекаем семьи воспитанников в мероприятия «Родительского клуба».

Некоторые встречи «Родительского клуба» предполагают освоение элементов техники «Правополушарная живопись». Тематические встречи проводятся как отдельно для родителей, чтобы познакомить с разнообразием возможностей рисования, так и совместно с детьми для расширения условий взаимодействия и выстраивания экологичных детско-родительских отношений, способствующих развитию речи.

Сам метод правополушарного рисования основан на работах Роджера Сперри, который изучал деятельность правого и левого полушарий головного мозга. Важно понимать, что полушария головного мозга работают всегда одновременно, при этом по-разному обрабатывая информацию. Например, за восприятие речи в большей степени отвечает левое полушарие, однако интонации, эмоциональность, жесты и мимику воспринимает правое полушарие. Для решения одних задач доминирует левое полушарие, других — правое, для третьих -полушария участвуют в равной степени. Правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии — оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения. Основоположницей правополушарного рисования стала американка Бетти Эдвардс. Правополушарная живопись позволяет людям преодолевать страхи, справляться со своими негативными установками. Развивается навык наблюдения за окружающим миром.

Дети, вовлечённые в процесс с элементами правополушарного рисования, начинают замечать разнообразие оттенков в природе, обращают внимание на причудливые формы. Просыпается желание поделиться своими впечатлениями с другими, что и способствует развитию коммуникативных навыков и речевой активности.

Рисование с помощью этого метода подходит детям от 5 лет и взрослым любого возраста.

Правополушарный режим во время занятий включается с помощью различных приёмов:

  • создание фона необычным образом
  • рисование руками
  • «стирание границ» — выход за края листа
  • рисование «вверх ногами»
  • выбор тех цветов, которые подсказывает интуиция в данный момент
  • рисование под музыку
  • увеличение скорости рисования.

Предлагаем рассмотреть одну из встреч в рамках проведения «Родительского клуба» с участием родителей и детей подготовительных групп.

Тема: «Весеннее настроение»

Цель: Вовлечение семьи в работу по развитию речи ребенка через повышение самооценки и профилактики тревожных состояний посредством правополушарной живописи.

Задачи:

Развивать когнитивные функции, мелкую моторику, зрительную память.

Развивать воображение и фантазию.

Снижать тревожное состояние детей через расслабление.

Повышать самооценку детей через осознание «Я могу!», «Я сам!».

Расширять словарный запас, содействовать речевой активности детей.

Материалы для занятия:

  • стакан с водой; 
  • малярный скотч

палитра (покупная пластиковая, или одноразовая пластиковая или любая другая тарелка, или просто листы бумаги)

кисти: тонкая (лучше колонок или синтетика), круглая (лучше синтетика);

пищевая пленка, размером немного больше, чем лист;

гуашь (подойдёт любая детская гуашь; выбирайте гуашь 12 цветов, лучше художественную; обязательно нужна белая гуашь!)

  • любые листы бумаги для черновиков
  • фоновая музыка для рисования (по желанию).

Разминка

Правополушарная разминка, «зарядка» перед занятием сразу поможет снизить страх, что «не получится». В процессе рисования участник получает максимум радости и удовольствия, не скрывая переполняющих живых эмоций.

Закройте глаза и представьте себе на выбор: любимое лакомство, фрукт, ягоду и другое. Подключайте зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную память. Вспомните вид лакомства, его цвет, форму, размер, почувствуйте его запах, ощутите вкус.

(Снижение тревожности)

Возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левой рукой за нос. Теперь опустите руки, хлопните в ладоши и поменяйте руки: левой рукой возьмитесь за правое ухо, правой — за кончик носа и так далее, увеличивая скорость.

(Настрой на работу, концентрация внимания)

Практическая часть

1. Закрепляем лист на поверхности стола малярным скотчем по принципу рамки. Ширина полей — около половины сантиметра.

Эти действия ребёнку желательно выполнять совместно со взрослым. Идёт развитие мелкой моторики, глазомера.

Не бойтесь доверить ребёнку совершать самостоятельные действия: отрывать скотч, примерять приклеивание, убирать скотч, когда картина готова.

У ребёнка может что-то не получаться, но всегда можно исправить. Взрослый, помогая, вселяет уверенность и показывает, что все получается, когда ты пробуешь и хочешь.

Действия выполняются методом целенаправленных проб, в дальнейшем – зрительным соотнесение.

2. Наш рисунок мы начнём с создания основного фона. Берем белую гуашь и выдавливаем из тубы столько, сколько нужно, чтобы покрыть всю площадь листа тонким слоем.

3. Затем губкой или широкой кистью распределяем ее равномерно по всей поверхности. При создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа. Именно эти свободные движения обеспечивают полное расслабление, наполняют уверенностью и являются профилактикой боязни допустить ошибку.

4. Далее наносим различные цветовые пятна по всей поверхности листа.

При этом постарайтесь довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключите логику и рациональную оценку.

Хаотичное нанесение цветовых пятен на лист дает ребенку свободу выбора цвета гуаши и места расположения на листе. Это способствует лучшему пониманию своих желаний ребенком и является разрешающим для самостоятельных действий.

5. После того, как пятна нанесены, накрываем лист пищевой пленкой и растираем краску круговыми движениями через плёнку. Проводится эксперимент «смешение цветов». В результате сочетание может получиться как приятным, так и с эффектом «грязного» наполнения, которое можно переделать. Растирающие, размазывающие движения способствуют развитию мелкой моторики, дают расслабляющий эффект, развивают наблюдательность через эксперимент смешения цветов и получения различных оттенков. Ребенок не привязан к конкретному результату, акцент в этом эксперименте на причинно-следственную связь. Ребёнок действует самостоятельно, смешивая цвета; наблюдает и делает свои умозаключения на практической основе.)

6. Переходим к прорисовке сюжета.

Берём цветную гуашь по выбору для создания сюжета и выкладываем небольшое количество на палитру.

Обязательно нужна белая гуашь!

  • Используем круглую кисть с острым кончиком. Кисть должна быть сухой. Исследуем кисть на ощупь.
  • Погружаем весь ворс кисти в белую гуашь. Выбираем на палитре нужный цвет и обмакиваем в него только кончик кисти. Наглядное закрепление понятий «больше – меньше», «много – мало», «полная кисть – кончик».
  • Создаём цветы. Намечаем цветочек методом "примакивания" кисти. Где-то бутоны из одного мазка, где-то полураскрывшиеся цветы — из двух мазков, а из трёх мазков – раскрывшиеся цветы.

Возможно, вам придут свои идеи во время рисования.

Старайтесь располагать цветочки на разных уровнях.

Наглядное закрепление понятий «право-лево», «верх- низ»

Выбирайте свои оттенки цветов, которые хочется вам!

В процессе рисования цветов разговаривайте с ребёнком о выбранном цвете или оттенке, почему он выбрал этот цвет.

Продолжаем беседовать с ребёнком и интересуемся, где он хочет расположить цветы – обозначение верх, низ, правее, левее, ниже, выше. Обращаем внимание ребёнка на сочетание на кисти белой гуаши и цветной. Это придаёт объём получающимся цветам. Понаблюдайте над этим эффектом с ребёнком.

Цветов рисуем столько, сколько захочется!

7. Далее понадобится тонкая кисточка и зелёная жидкая краска. 1)Тонкой кисточкой обозначаем чашелистики у каждого цветочка. Количество лепестков выбираете в соответствии с количеством лепестков у цветка. 2) Рисуем стебельки от чашелистиков сверху вниз. Пробуйте сначала провести тонкие линии на черновике. Кисточка должна быть достаточно влажной, чтобы линия была более непрерывной. Во время этого процесса через эксперимент и наблюдение хорошо подвести ребёнка к выводу о рисовании более мокрой и сухой кистью. Понаблюдайте, в каких случаях получается широкий стебелёк, а в каких узкий.

Цветы с прорисованными чашелистиками и стеблями готовы.

8. Переходим к заполнению нашей картины травинками.

Стебли мы рисовали в направлении сверху вниз.

Тонкой кистью лёгким движением снизу вверх добавляем травинки. Кое-где травинки перекрывают цветы. Следите за тем, чтобы кисть была влажной. Можете движение снизу вверх отработать на черновике.

Кое-где на травинки, стебельки и чашелистики добавляем жёлтого оттенка, солнечные блики. В завершении своего рисунка можно добавить элементы на свое усмотрение. Фантазируйте вместе с ребенком. Спрашивайте ребёнка «На какие цветы похожи те, что мы рисуем, где ты их видел, кого бы ты порадовал этими цветами т.д. Задавайте как можно больше вопросов и делитесь своими впечатлениями.

В процессе рисования цветов и травинок развивается мелкая моторика, зрительная координация в ориентировке на листе. Расширяется и активизируется словарный запас. Ребенок проявляет самостоятельность в выборе цвета, количества деталей, формы, а так же дополнительных сюжетных линий, что способствует развитию воображения. Формируется уверенность в себе: ребёнок наполняется состояниями «Я сам могу!», «У меня получается!», «Я доволен собой!»

Результат в виде картины способствует повышению самооценки ребёнка. Позволяйте ребенку проявлять самостоятельность в выборе цвета и оттенков, количества деталей, формы, а так же дополнительных сюжетных линий. Проявляя индивидуальность, ребенок заявляет миру «Я это создал сам!» «Я так чувствую!» Запускается и речевая активность через желание делиться своими впечатлениями.

9. Картина готова! Ставим подпись и очень аккуратно отклеиваем скотч под углом 45 градусов.

Презентуйте свою работу, дав ей название!

Незаменимые минуты семейного сотворчества – это те условия, в которых ребёнок чувствует поддержку и безопасность; наполняется состоянием уникальности. Проявляется индивидуальность, повышается самооценка. А это и есть благоприятные условия для его всестороннего развития, выстраивания отношений с окружающим миром и людьми через коммуникацию.

Эта картина может быть началом семейной картинной галереи.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год