Авторские настольно-печатные дидактические игры в работе педагога-психолога как метод обучения детей с ОВЗ |
Психология | |||
Автор: Шкелтиньш Оксана Романовна | |||
07.08.2024 14:25 | |||
Авторские настольно-печатные дидактические игры в работе педагога-психолога как метод обучения детей с ОВЗ Автор: Шкелтиньш Оксана Романовна, Педагог-психолог, Высшее психолого-педагогическое образование, бакалавр, Череповецкий государственный университет Наименование образовательной организации (полностью), Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5 Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой сложный и ответственный процесс, требующий особого подхода и методов работы. Одним из эффективных инструментов, используемых при работе с детьми с ОВЗ, являются настольно-печатные дидактические игры. Настольно-печатные дидактические игры — это обучающий материал, представляют собой специально разработанные игровые формы деятельности, направленные на достижение образовательных целей. Представляемый материал является авторской разработкой, выполнено в текстовом редакторе Microsoft Word, с использованием авторских изображений, а также с авторскими изображениями с сайта www. freepik. com. Для проектирования игр используется вкладки, содержащиеся в текстовом редакторе Microsoft Word: «Вставка», «Конструктор», «Макет» и их инструменты: «Фигуры», «Формат фигуры», «Обрезка изображения» и др. Готовые листы распечатываются на цветном принтере, ламинируются и вырезаются.
Отличительной особенностью авторских настольно-печатных игр является их объединение с комплексно-тематическим планированием коррекционно-развивающего процесса в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, что позволяет моделировать коррекционно-развивающий процесс под образовательные нужды обучающихся. Настольно-печатные дидактические игры сформированы в развивающие комплекты, которые предназначены для развития и коррекции познавательных процессов у детей с 4 лет. Материалы подходят как для индивидуальных занятий, для работы в мини-группах (2—4 ребенка) и используется на фронтальных занятиях. В копилку педагога-психолога входят комплекты настольно-печатных дидактических игр понедельного комплексно-тематического планирования, которое принято в ДОУ, среди которых тематические комплексы «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Игрушки», «Лес, грибы, ягоды» и другие. К примеру, комплект коррекционно-развивающих игр и упражнений для работы с детьми дошкольного возраста: тематический период «Овощи». Комплект состоит их материалов трех видов: I. Игры для развития зрительного восприятия, среди которых «Подбери картинку по размеру», «Разрезные картинки», «Контурное лото» и другие. II. Игры для развития внимания и памяти, среди которых «Найди по тени», «Что изменилось?», «Что пропало?», «Продолжи ряд», корректурная проба III. Игры на развитие мыслительных операций, среди которых «Четвертый лишний», «Продолжи ряд», «Лото. «Лес. Овощи», «Судоку. Овощи» и другие. Тематические комплексы настольно-печатных дидактических игр хорошо зарекомендовали себя в индивидуальной коррекционно-развивающей работе, среди преимуществ можно отметить следующие факты: игры позволяют индивидуализировать обучение, учитывая специфические особенности каждого ребенка, благодаря чемудети с ОВЗ могут более эффективно усваивать учебный материал, развивать навыки самостоятельной работы и общения, повышать мотивацию к обучению. Игры способствуют активизации умственной деятельности ребенка, развитию его интеллекта, воображения, логического мышления и социальных навыков; являются отличным способом выразить свои эмоции, расслабиться, снять стресс и улучшить настроение. В процессе занятий с использованием настольно-печатных дидактических дети учатся соблюдать правила:
Вариативность дидактических игр, представленных в тематических комплексах, позволяет многократно сменятьобразовательный материал в течение занятия, тем самым позволяет удерживать внимание ребенка, его познавательный интерес, помогает уменьшить или избежать утомления. Такое разнообразие делает занятия более увлекательными и веселыми, что способствует формированию позитивного настроения, повышению самооценки воспитанника. Конспект индивидуального занятия для ребенка с ОВЗ (ЗПР) Тематический период: «Игрушки» Возрастной диапазон: для детей с ООП 4-5 лет Цель: развитие психических процессов. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Речевые:
Оборудование и материалы: кусочки ваты, меха, бумаги, шерсти, предметы из стекла, металла; игрушки, сделанные из разных материалов; предметные картинки по теме «Игрушки», настольно-печатные дидактические игры «Четвертый лишний. Игрушки», «Ассоциации. Игрушки», «Найди по тени. Игрушки», «Мемори_Игрушки», «Контурное лото. Игрушки», «Карточки приветствия». Содержание занятия:
Это – погремушка, Раз, два, три, четыре, пять, 9. Игра «Контурное лото. Игрушки» Описание: ребенку предлагают игровое поле с зашумленными изображениями игрушек и карточки для наложения. Задача ребенка выбрать те карточки, которые он видит среди зашумленных предметов. 10. Рефлексия Описание: педагог-психолог предлагает вспомнить, в какие игры мы играли, что понравилось и запомнилось больше, были ли трудности. 11. Упражнение «Во новой встречи» Описание: педагог-психолог раскладывает «Карточки приветствия» и предлагает ребенку выбрать карточку с понравившимся способом приветствия и попрощаться соответствующим образом. Авторские настольно-печатные дидактические игры показали эффективность и во время проведения фронтальных занятий, поскольку способствуют повышению мотивации к процессу обучению, стимулируют коммуникативные навыки, помогают детям выражать свои чувства, развивать эмпатию, лидерские качества, учиться работать в команде и решать конфликты. Неоспоримым достоинством является возможность распечатать столько экземпляров игр, сколько требует образовательная ситуация, таким образом обеспечить каждого ребенка индивидуальным комплектом. Конспект фронтального занятия для детей среднего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в волшебный лес» Возрастной диапазон: для детей с ООП 4-5 лет Цель: развитие психических процессов, эмоциональное развитие. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Речевые:
Оборудование и материалы: письмо волшебного мага, презентация с волшебной картой, крупногабаритный конструктор достаточного количества для группы детей, настольно-печатная дидактическая игра «Запомни и повтори» — комплект на каждого ребенка, настольно-печатная дидактическая игра «Веселые половинки» — один комплект на пару детей, магнитофон со спокойной музыкой, шаблоны мандал, камни марблс, разноцветные элементы из набора Фары Фребеля. Содержание занятия: Педагог-психолог: здравствуйте, ребята. Создание проблемной ситуации: сегодня я получила странное письмо. Давайте, я вам его сейчас зачитаю. Текст письма: «Здравствуйте, ребята. Я старый маг Янычар живущий в волшебной лесу. В моем лесу появились плохие свинтусы, которые пытаются разрушить мой сказочный мир. Они дерутся, толкаются и обзываются. Они отбирают у маленьких игрушки и конфеты. Они дразнят прохожих и показывают им язык, а еще учат всему этому наших лесных жителей. Они сломали мой волшебный замок и мне негде жить. Ребята, я очень стар и мне не справится с этими нехорошими свинтусами. Помогите, пожалуйста!» Целевая установка: что скажите, ребята? Что случилось в волшебном лесу? Кто просит у нас помощи? (дети дают свои ответы). Мотивация к деятельности: как мы можем помочь? (детидают свои ответы). Проектирование решения проблемной ситуации: как можно попасть в волшебную страну? (детидают свои ответы). Педагог-психолог: отлично, тогда наше путешествие начинается через волшебный портал. Повторяйте за мной слова и движения. Два раза хлопни Три раза топни Вокруг себя обернись, И в волшебной стране очутись! Педагог-психолог: вот мы с вами и в волшебной стране. Чтобы помочь волшебному магу Янычару справится со свинтусами нам нужно выполнить задания, тогда злые чары рухнут и в стране воцарится мир и спокойстве. Маг нам оставил интерактивную карту по которой нам следует двигаться, чтобы не потеряться в этой стране. Итак, внимание на экран. И первое задание нам нужно выполнить за столами. Выполнение действий. Станция № 1. Дидактическое упражнение «Запомни и повтори». Оборудование: настольно-печатные игры «Запомни и повтори» на каждого ребенка, фишки из набора Дары Фребеля. Описание: на столах разложены карточки с заданиями. Детям дается инструкция: вам нужно внимательно посмотреть на расположение предметов на вашей карточке. Запомнить. Перевернуть карточку, и на пустом поле выложить фишки точно также как на карточке с предметами. Педагог-психолог: вы молодцы! Ловко справились с заданием. А мы продолжаем наше путешествие. Давайте, посмотрим куда нас ведет карта дальше. На карте изображен разрушенный замок старого мага. Педагог-психолог: ребята, башня мага обладает огромной волшебной силой. Нам надо восстановить башню мага, но не просто восстановить, но и вспомнить правила дружбы (дети дают свои ответы). Станция № 2. «Башнестроители» Оборудование: крупноблочный конструктор Описание: детям необходимо построить башню из крупноблочного конструктора. Каждая группа строит кусочек башни. И собирая башню детям надо вспомнить правила дружбы. Педагог-психолог: и здесь вы быстро справились с заданием. А теперь посмотрим на интерактивную карту. И следующая наша остановка – это островки дружбы. Станция № 3. Дидактическое упражнение «Веселые половинки» Оборудование: настольно-печатные дидактические игры «Веселые половинки» на каждую пару детей по одному комплекту. Описание: детям предлагают с помощью приема «Крабики» собрать комплект настольно-печатной дидактической игры «Веселые половинки». Педагог-психолог: молодцы, ребята! Расскажите свои впечатления, как у вас получилось выполнить упражнение? А мы идем дальше. Всем путешественникам нужен отдых. Вы согласны? Предлагаю немного передохнуть. Станция № 4. Релаксационное упражнение «Отдых на сказочной поляне». Оборудование: запись спокойной музыки, музыкальный центр Описание: педагог-психолог предлагает участникам устроиться поудобнее и послушать музыку. Текст релаксационного упражнения: «Сядьте удобно, закройте глаза и сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что вы очутились на сказочной поляне. Первое, что вы увидели – это солнышко, но оно не обычное, а разноцветное. Солнышко улыбнулось вам, а вы улыбнулись ему в ответ. Оно ласкает вас своим теплом. Вам тепло и хорошо. Солнышко погладило вас по щёчкам, носику, шейке, ручкам, ножкам и животику. Вы ещё раз улыбнулись солнышку. Сделали глубокий вдох-выдох и открыли глаза». Педагог-психолог: ребята, дружба – это всегда свет и тепло. Дружба похожа на солнце. И я предлагаю сделать красивое, ласковое солнце, которое согреет волшебную страну, и поможет нам добыть последнее слово волшебного заклинания. Станция № 5. «Сказочное солнышко» Оборудование: камни марблс, Дары Фребеля, шаблоны для мандал. Описание: детям предлагают украсить мандалу камнями марблс и разноцветными элементами из набора Даров Фребеля. Педагог-психолог: молодцы, ребята, отличные и красивые солнышки у вас получились. В волшебном лесу стало сразу светло и тепло. Посмотрите на волшебный экран. Злые чары разрушены и замок мага Янычара восстановлен. Вы помогли старому магу прогнать непослушных свинтусов. А нам пора возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в наш волшебный портал. Повторяйте за мной слова и движения. Два раза хлопни Три раза топни Вокруг себя обернись, И в детском саду очутись! Рефлексия: на этом наше приключение заканчивается. Скажите, пожалуйста, кто у нас просил помощи? Что произошло в волшебном лесу? Какая игра или задание вам больше запомнилось? Что больше запомнилось? (ответы детей). Мне очень понравилось, как Алина выполняла упражнение «Запомни и повтори», а Саша и Никита быстрее всех справились с заданием «Веселые половинки». Молодцы! Следующий раз мы узнаем, как помочь свинтусам исправится и быть добрыми. Апробация развивающего материала осуществлялась в МДОУ детский сад № 5 г. Приозерска, Ленинградской области в группах компенсирующей направленности, которые посещают дети с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Практика применялась в период учебного 2023-2024 года. Анализ результатов, полученных в процессе использования тематических комплектов настольно-печатных дидактических игр в обучающей и коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ заметен и положителен: психологическая диагностика позволила выявить динамику в развитии познавательных процессов: увеличилось количество детей с уровнем развития выше среднего и высоким. Таким образом, настольно-печатные дидактические игры являются эффективным методом обучения детей с ОВЗ, позволяющим индивидуализировать процесс обучения, учесть специфические особенности каждого ребенка, способствующих развитию умственных способностей и социальной адаптации.
|