ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ |
Психология | |||
Автор: Своднина Ангелина Федоровна | |||
24.06.2024 20:56 | |||
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ Одним из наиболее тяжелых заболеваний центральной нервной системы является детский церебральный паралич (ДЦП), проявляющийся в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Тяжесть этих нарушений определяет прогноз в отношении социальной адаптации детей с церебральным параличом. На протяжении последних десятилетий проблемы детского церебрального паралича являются объектом изучения многих исследователей (Е. Ф. Архипова, М.В. Ипполитова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова и др.) Все исследователи детей с ДЦП отводят значительное место несформированности пространственных представлений, без которых невозможно овладение счетом, письмом, чтением и более сложными навыками.
Пространственны епредставления – это представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение). Уровень обобщенностии схематизации пространственного образа зависит как от самих предметов, как и от задач деятельности, которую реализует индивид и в которой используются общественно выработанные средства пространственного анализа (рисунок, схема, карта и т.д.). Пространственные представления относятся к базовым составляющим познавательной деятельности человека, они образуют «ось координат» (по Леонтьеву А. Н.) посредством которой люди воспринимают окружающую действительность и выстраивать свой индивидуальный образ мира [1, с. 124]. Поэтому одна из основных задач формирования пространственных представлений – научить детей выделять свойства и признаки тех предметов в пространстве, с какими они встречаются с первого дня жизни. По мере того, как дети овладевают конкретными знаниями, появляется задача – учить их обобщать, формировать обобщенные пространственные представления. В старшем дошкольном возрасте ребенку важно не только познавать отдельные природоведческие факты и события, но и устанавливать между ними пространственные связи и зависимости. Основное условие формирования пространственных представлений – воспитание у детей бережного, эмоционального отношения к природе и окружающим его вещам, навыков уверенного поведения в учебном заведении и дома. Также очень важно воспитать у ребенка познавательный интерес к окружающим его объектам, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано [2, с. 68]. Результаты изучения особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом показали, что представления о пространстве у них имеют качественное своеобразие по сравнению с нормально развивающимися детьми, что выражается в следующем:
При восприятии пространства и окружающего мира у старших дошкольников с ДЦП предметы практически не затрагивает эмоциональную, чувственную сферу детей; у детей отмечается недостаточная глубина, осознанность и многогранность чувственного восприятия предметов вокруг них; снижена способность к сопереживанию художественному образу пейзажа и умение соотносить его (пейзажа) настроение со своим, воображение и ассоциативное мышление. Анализируя современное состояние практики психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с церебральным параличом, можно найти подтверждение того, что основной задачей сопровождения является создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления социально-успешной личности. При организации психолого-педагогического сопровождения, должны быть учтены степень тяжести имеющихся у ребенка двигательных нарушений, специфика психических функций, возраст ребенка, время начала обучения в ДОУ. На основе данных изучения особенностей пространственных представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом можно определить следующие основные задачи их психолого-педагогического сопровождения:
Как следствие, овладение дошкольниками с нарушениями развития (ДЦП) пространственными представлениями невозможно в рамках одной учебной дисциплины. Необходима межпредметная координация и поэтапная интеграция таких представлений в содержании различных разделов дошкольного образования. Все направления психолого-педагогического сопровождения детей с церебральным параличом по формированию пространственных представлений взаимосвязаны и осуществляются:
Таким образом, формирование пространственных представлений у детей с церебральным параличом можно рассматривать как сложный взаимосвязанный и взаимозависимый процесс развития не только познавательной деятельности и личности ребенка в целом, но и как один из важнейших путей коррекционной работы с этой категорией детей. При организации психолого-педагогического сопровождения процесса овладения пространственными представлениями, должны учитываться структуры дефекта и особенностей психического развития детей с ДЦП. Необходимым условием успешности сопровождения ребенка являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|