НЕЙРОГИМНАСТИКА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ. |
Психология | |||
Автор: Сафиулина Олеся Анатольевна | |||
18.06.2024 07:21 | |||
НЕЙРОГИМНАСТИКА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ДЕТСКОМ САДУ. Сафиулина О. А. студентка 1 курса магистратуры факультета дошкольного образования ЮУГГПУ, г.Челябинск, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №481г. Челябинск» Аннотация. В данной статье представлен нейропсихологический подход в работе психолога и внедрение нейропсихологических упражнений с помощью разработанной коррекционно-развивающей программы. Программа направлена на профилактику и коррекцию двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений у детей раннего возраста. Цель работы – расширение педагогического опыта для формирования представления о нейропсихологическом подходе в работе с детьми раннего возраста.
Каждый ребенок при поступлении в детский сад испытывает стресс. Адаптационные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии порой приводят к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. В последние годы также обозначилась тенденция к очевидному отягощению соматического развития. Почти каждый второй ребенок сегодня развивается, имея уже багаж неблагоприятных факторов. Некоторым, еще при рождении, ставятся диагнозы: асфиксия, родовая травма, гипертензионный синдром и т. д. В детском саду такие дети, как правило, получают диагнозы — ММД (минимальная мозговая дисфункция), СДВГ (синдром гиперактивности с дефицитом внимания) и т. п. И только комплексное воздействие со стороны всех специалистов, а также в тесном взаимодействии с родителями, позволяет достичь наилучших результатов в предотвращении и коррекции нарушений развития. Говоря о практическом опыте, мы должны осознавать всю неизмеримую пользу проведения совместных занятий воспитателей и психологов, психологов и логопедов, а именно, об интеграции всех областей знаний в образовательном процессе. Именно это приводит к активному взаимодействию и обмену опыта, а также к увеличению эффективности психолого-педагогической и коррекционной работы с детьми в ДОУ. Таким образом, ежегодная задача специалистов ДОУ — разработать систему адаптационных игр и упражнений, которую можно внедрять уже в ясельной группе на первых этапах адаптации. Такая система занятий, в первую очередь, должна быть направленна на формирование и коррекцию психических процессов, моторики, плавно перетекая в формирование пространственных представлений, основных компонентов речи и эмоционально-волевых качеств личности. Исходя из опыта нашей работы, мы заметили, что именно нейропсихологический подход оказывается одним из наиболее эффективных методов работы с детьми раннего возраста. Почему именно нейропсихология? Нейропсихология – наука, находящаяся на стыке психологии и нейрофизиологии, именно она нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами. Хотелось бы выделить три основных критерия выбора данного направления:
Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Согласно А. Р. Лурия, нарушения речи часто возникают вследствие органических или функциональных повреждений головного мозга. В связи с этим у детей с расстройствами речевой функции зачастую наблюдаются различные сопутствующие нарушениям мозга расстройства психической деятельности: нарушения и задержки психического развития, эмоционально-волевой сферы, умственного развития, нарушения памяти, внимания, познавательной деятельности [2]. А. Р. Лурия, изучая речь как единую сложную систему, утверждает, что недостаточное стимулирование органов чувств в период формирования вестибулярной системы может способствовать развитию не только нарушений пространственных ощущений, но и таких проявлений, как нарушения речи, памяти, внимания и других высших психических свойств [2]. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Построение коррекционной работы идет в соответствии с развитием и формированием основных психических функций в онтогенезе. Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трёхуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга. В раннем возрасте, в период адаптации, мы берем упражнения, направленные на тренировку 1 блока -регуляции тонуса и бодрствования. В момент адаптации такая коррекция может проходить в игровой форме, в режимных моментах, совместными усилиями психолога, логопеда, воспитателей и самих родителей. На родительских собраниях и консультациях, необходимо рассказать родителям о содержании и структуре «Метода замещающего онтогенеза», комплексами упражнений, которые вы будете использовать в момент адаптации, с элементами и особенностями выполнения таких упражнений. Исходя из полученного опыта, в нашем детском саду была разработала коррекционно-развивающая программа «Нейрошкола для малышей», это система упражнений на формирование психомоторных координации для детей раннего возраста. Корекционно-развивающая программа рассчитана на 16 часов. Все занятия проводятся в групповой форме, 2 раза в неделю. В процессе реализации программы для детей раннего возраста были использованы следующие принципы работы: принцип активности, принцип «от простого – к сложному», принцип учета объема и степени разработанности материала [1]. Теоретическую базу авторской коррекционно-развивающей программы составили: концепция закономерностей развития и иерархического строения мозговой организации высших психических функций в онтогенезе (А. Р. Лурия); учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении; исследования A.B. Семенович о возможностях «замещающего онтогенеза». Каждое занятие имеет трехступенчатую стриктуру. На первых этапах мы вводим только дыхательные упражнения, постепенно добавляя упражнения второго этапа – растяжки и релаксацию. И только после закрепления и отработки навыков – упражнения общедвигательного репертуара. 1. Дыхательные упражнения. Дыхание оптимизирует кровообращение, обеспечивает вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания, дает предпосылки развитию речевого аппарата. Первый этап коррекционного занятия необходимо начинать с дыхательных упражнений. Воспитатетелям рекомендуем вводить дыхательные упражнения на прогулке и на занятиях физкультурой. Задача таких «включений» — научить ребенка дышать правильно. В этом случае необходим индивидуальный подход к каждому малышу – для контроля за полнотой дыхательных движений кладем одну руку ребенка на грудь, другую на живот и производим совместные вдохи и выдохи. 2. Упражнения растяжки и релаксации. Растяжка – важный этап в профилактики и коррекции всего процесса развития. Цель этих комплексов упражнений – скорее не снятие блоков и зажимов, а диагностика существующей патологической ригидности мышц. Этот этап важен в развитии сенсомоторной сферы ребенка с младенческого возраста. Многие упражнения необходимо выполнять в пассивном варианте, помогая ребенку выполнять конкретные движения своими руками – «повороты головы», «бревнышко». Внедряя элементы растяжек в педагогический процесс, воспитатели отмечают эффективность. Они используются многими воспитателями как физкультминутки или, наоборот, для того, чтобы дети подсобрались, сосредоточились в начале занятия. Выполнение таких упражнений помогает ребенку в момент адаптации успокоится, вступить в эмоциональный контакт с воспитателем. Когда вы помогая ребенку, делаете ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку: они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками[3]. В комплекс упражнений с растяжкой мы советуем включать релаксацию для восстановления приобретенного опыта в момент упражнения. В те моменты, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы. 3. Упражнения общедвигательного репертуара Анна Владимировна Семенович называет этот этап в методе замещающего онтогенеза главной осью. Как говорил Лурия А.Р. — «Ощущения позволяют человеку воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития» [2]. Цель данного комплекса упражнений – научить ребенка владеть своим телом в пространстве, сформировать понятие о собственном теле, о его возможностях и заложить задатки абстрактных пространственных представлений. На данном этапе А.В. Семенович ввела понятие «внешние маркеры пространства». Этот прием мы советует включать в повседневную образовательную практику — так ребенок быстрее узнает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». А «вверху» — это там, где потолок и голова. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах коррекционно-развивающего процесса, должны присутствовать регулярно. Задача этого приема – научить ребенка осознавать свои двигжения в разных зонах пространства: в нижней (упражнения с сюжетом «Пустыня» — Змейка, Скорпион и др.); в средней зоне (сюжет «Царство животных» — Лягушка, Заяц, Лев и др.); и в верхней зоне ( «Царство птиц» — Синица, Орел, Лебедь и др.) [3]. Для того, чтобы детям проще было освоить движения общедвигательного репертуара, мы советуем воспитателям показывать детям передачи про различных животных, обогащать развивающую среду в группе на эту тему, максимально подробно рассказывать о том, что в природе и в нашей повседневной жизни происходит «вверху», «внизу», «под землей», «в небе», «в космосе», «близко к земле» и т. п. В разработанной коррекционно-педагогической программе как раз использованы понятные детям раннего возраста упражнения – в «нижней», «средней» и «верхней» зонах тела. Таким образом, разработанная коррекционно-развивающая программа способствует плавному внедрению нейропсихологических приемов в педагогический процесс, начиная уже с раннего возраста. Такие занятия направлена не только на коррекцию, но и на профилактику двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей, запускает природные механизмы работы мозга с помощью физических упражнений. Программа имеет универсальный характер и подходит как здоровым детям, так и детям, имеющим особенности развития. В период адаптации, внедряя комплекс нейропсихологических занятий, можно наблюдать:
Список литературы:
в детском возрасте. – Москва: Академия, 2002г.; 4. Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. – Москва: Академия, 2014г. 5. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: учеб. пособие. – М. Изд-во Московского психолого-социального института, 2005г.
|