Мастер – класс для педагогов «Тимбилдинг — как средство создания комфортной среды в детском коллективе» |
Психология | |||
Автор: Разумная Евгения Юрьевна | |||
03.04.2024 21:19 | |||
Мастер – класс для педагогов «Тимбилдинг — как средство создания комфортной среды в детском коллективе» Есть популярная яркая арифметически выраженная метафора: 1+1=5. Эта формула, означающая, что два человека вместе могут сделать гораздо больше, чем поодиночке. В одиночку можно сделать, так мало; вместе можно сделать так много! Цель моего мастер-класса: ознакомление педагогов с технологией тимбилдинга. В переводе с английского «Тимбилдинг» означает «командообразование». На самом деле, тимбилдинг – комплекс игр, с помощью которых из обычных участников со своими слабостями и недостатками формируется уверенная, надежная и сплочѐнная супер команда. Отношения в коллективе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Конфликтные отношения между дошкольниками часто ведут к страху ответов, мешают усвоению материала. Еще в годы Второй мировой войны (в 40-х годах прошлого века) британскими специалистами разрабатывались и осуществлялись различные мероприятия, нацеленные на сплочение и повышение организованности команды.
В 50-х годах тимбилдинг возник в бизнес-сообществе – как эффективный инструмент увеличения объема продаж. Тимбилдинг – это взрослое мероприятие. Но существует еще и такое понятие, как «детский тимбилдинг». Есть мнение, что именно Россия является одной из родоначальниц этого явления. История детского и юношеского командообразования берет свое начало со времен пионерских лагерей, туристических слетов и многодневных походов. Детский тимбилдинг — это не просто развлекательное мероприятие, направленное на веселое времяпрепровождение. Это целенаправленные задания, которые в ненавязчивой игровой форме призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. Это своего рода такой инструмент, который укрепляет команду. В современном мире дети мало контактируют друг с другом. Почему? Погружены в виртуальный мир. Поэтому трудно устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками, а современные условия требуют от детей умения работать в группе, команде. Как вы думаете, что является самым эффективным инструментом для сплочения коллектива? Ответ: игра. Лев Семенович Выготский сказал, что игра является ведущим инструментом для сплочения коллектива. С помощью игры, возможно, объединить детей, взрослых, детей и взрослых в единый союз. И как говорил Александр Суворов: «Теория без практики мертва», Чем мы сейчас и займѐмся. 1. Упражнение путаница «Путанница» Ход упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «друга по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками. 2. Упражнение «Постройтесь по росту» Ход упражнения: Участники становятся плотным кругом и закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться в ряд по росту с закрытыми глазами. Когда все участники найдут свое место в строю, надо дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет. Примечание: игра имеет несколько вариантов. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных, разумеется, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т.д. 3. Упражнение «Зоопарк» Ход упражнения: каждому участнику тренер шепчет на ухо название какого-нибудь животного. Если вы хотите получить 3 команды, назовите 3 вида животных, например, кролик, кенгуру и черепаха. Затем предложите объединиться в команды представителям одного вида. Обязательное условие: нельзя произносить ни слова. Разрешается подражать движениям животного, издавать характерные для него звуки. 4. Настольно-дидактическая игра «Пройди по дорожке» Ход игры: перед вами дорожка в виде стрелок, вам нужно пройти эту дорожку, то есть на каждую стрелочку положить шарик определенного цвета, какого цвета шарик на какую стрелочку положить, показано в верхней части листа, обратите внимание. Начинаем двигаться с нижнего правого угла, то есть от желтого смайлика. 5. Игра «Коллективный счет» Ход игры: задача группы — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Комментарий. Психологический смысл упражнения в том, что эта игра помогает членам команды понять друг друга без слов, почувствовать друг друга для достижения общей цели. Игра показывает, насколько каждый человек важен в команде и насколько ценно каждое сказанное вовремя слово. Сплочение классного коллектива – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет педагога чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в одну группу, дружный коллектив. Уважаемые коллеги, прошу вас взять по одной изюминке, но пока не торопитесь их съесть. Теперь посмотрите на цвет своего изюма и разделитесь на две команды. Вы видите, как легко у вас это получилось. Этим приемом я хотела показать, что не всегда для решения сложной задачи, требуются большие усилия. И каждый из вас может внести свою изюминку решение общей проблемы.
|