Страх темноты |
Психология | |||
Автор: Лопина Людмила Александровна | |||
11.01.2024 23:23 | |||
Страх темноты В моей психологической практике самый частый запрос: детский страх. Страху подвержены абсолютно все люди, а уж дети тем более. Чего больше всего боятся дети? Темноты? Животных? Сказочных героев? Реальных людей? Остаться без мамы? (до 10 лет) Не сдать экзамен? Не состояться в жизни? Таинственных суеверий, нападений, болезни? (с 10 до 15 лет) Каждый этап сопровождается возникновением нового страха, на который ребенок должен научиться адекватно реагировать, и как следствие, успешно и активно его разрешать. Сейчас хочу поговорить об очень распространенном страхе темноты. Что делают родители, пытаясь самостоятельно справиться со страхом темноты. Обсуждают с ребенком его страх. Это кажется правильным, но не работает.
Это делается, как правило, в светлое время суток, а «мафия» просыпается, когда весь город спит. На то он и страх темноты. А если обсуждать ночью, то ребёнок погрузится в страхи ещё больше. Убеждают, что от любых опасностей и монстров обязательно его защитят. Тоже верно, но не правдоподобно. Можно защитить его от собаки. И то не всегда возможно. А это же монстры- на то они и монстры, они непобедимы. Ребёнок будет переживать ещё и за родителей. Тревога усилится. Вместе проверяют все пугающие ребенка вещи: шкафы, занавески, место под кроватью. Но ведь это пока вы вместе и пока с фонариком. Как только родитель уйдёт, страх вновь проснётся. Он возникает в темноте именно в одиночестве. Запрещают смотреть ужастики про монстров, барабашек и других мистических существ. Этот запрет не усилит страх ребенка, но и не победит тот, который уже есть. Ставят в детскую комнату ночник. Ребенку комфортнее засыпать не в полной темноте, верно. Но теперь он прислушивается к звукам и ему страшна сама тишина в темноте. Оставляют дверь в детскую комнату приоткрытой, чтобы полоска света была символом того, что родители рядом. А в полоске света можно разглядеть много всего сопутствующего, ведь детская фантазия не дремлет, а развивается. Приучают ребёнка оставаться в комнате одному, взрослый же уже. Пора приучать к самостоятельности. А ребёнок ещё больше теряет чувство безопасности. И вроде, вы все делают правильно, но страх не проходит. Бывает, что нарастает ещё больше. А в дальнейшем может развиваться до навязчивых состояний и панических атак. Почему самостоятельная борьба со страхом темноты не приносит успеха. 1. Потому что необходимо знать, как формируется психологическая травма. Ведь не каждый на кого гавкала собака в последствии боится собаки, верно? Так и с темнотой. Её боялись практически все, но кто-то об этом даже не помнит, кто- то справился, а у кого- то страх темноты перерос в страх смерти. И из этого следует второй пункт. 2. Необходимо знать возрастную динамику страха. Что из чего вырастает? Во что превращается? Как проявляется в жизни? 3. Часто бывает что родителям кажется, что они помогают ребёнку справиться со страхом, а на самом деле неосознанно подкрепляют его. Самостоятельно за собой это отследить сложно. 4. Потому что, чтобы помочь ребёнку — очень часто начать нужно с родителя. Тревожные родители-тревожные дети. 5. Потому что необходимо знать возрастные особенности детей. Страх может возникнуть не из-за психологической травмы, а на фоне возрастных особенностей. Родителям что-то известно об эмоциональном наполнении «я» ребёнка или периоде активного развития фантазий? Вот то-то и оно) 6. Потому что не каждый родитель знает механизмы работы образного мышления ребёнка. А образы в нынешних мультиках способствуют страхам. Хотя не только в нынешних: бабки-ёжки с барабашками ещё до сих пор живут во многих семьях. Это образное мышление и им можно управлять. Они умеют? 7. Потому что родители, пытаясь помочь ребёнку, мыслят логически. А детский мозг нелогичен. Ох, сколько я слышала недоумений родителей: «Так это из-за этого? Я бы никогда не подумала!» Давайте рассмотрим, что именно не получается у родителей, когда они сами хотят решить проблему со страхом у ребёнка. И начнём мы с того, что большинство страхов передаются детям именно родителями! Чаще неосознанно. Некоторые же страхи сознательно культивируются родителями в процессе воспитания. Инстинктивное стремление предохранить детей от повторения собственных ошибок, подталкивает родителей передавать им свои страхи. Но именно этим они и привлекают особое внимание детей к ОПАСНОСТИ, которая лежит в основе любого СТРАХА. Если учесть биологическую тревожность матерей и беззащитность детей, то появление страхов не будет казаться чем-то необычным. Матери «успешно» передают детям беспокойство, тревожность и страхи, тогда как отцы- мнительность и сомнения в правильности своих действий. В результате у детей формируется тревожно- мнительный способ реагирования на события. Это и есть фундамент, который способствует возникновению страхов, опасений, предчувствий и сомнений. Есть над чем задуматься? Родители строили этот фундамент и сами научили ребенка так реагировать на опасность. Осознанно или неосознанно, это уже не важно. Важно то, что убедить ребёнка в обратном теперь будет очень сложно. Поэтому самостоятельно родителям справиться со страхом ребёнка практически невозможно. Кроме того, давайте будем искренними, чтобы утихомирить ребёнка или заставить его, сделать то, что мы считаем нужным, родители зачастую пользуются чем? Угрозами, запугиванием. Согласитесь, все выше описанное сомнительно может помочь адекватному решению родителями проблем со страхом ребёнка. Как на самом деле подходить к решению страха темноты у ребёнка. 1. Найти причину. Ни один врач не будет лечить, пока не получит результат анализов. Здесь так же. Помогут беседы с ребёнком. Не делайте предположений сами- 90%, что вы не попадёте в цель, какими бы умными ни были. И здесь просто беседовать мало, надо слышать ребёнка. Слышать. Как бы странно не звучало то, что он будет говорить— это то, что чувствует ребёнок. Не останавливайте и не обесценивайте. Не вносите свои смыслы. Это важно! 2. А теперь проанализируйте разговор. О чем говорил ребёнок? Об образах в темноте? О звуках? Или о том, что происходит с его телом? Потому что вы должны понимать, что именно нужно изменить. Поэтому советы из интернета это «пальцем в небо», они общие. А нам нужно конкретно, так ведь? 3. Если ребёнка в темноте тревожат образы, то хорошо работать с картинками или игрушками. Сейчас МАК- карты есть не только у специалистов, а и в обычных семьях. Составьте по картинкам сказочный сюжет: Зайчик боялся темноты- встретил друга Котёнка- Пошли вместе исследовать ночной лес- Чудовище оказалось веткой, страшный глаз – фонарём. Встретившийся филин, отправил их спать, сказав, что по лесу ночью не гуляют. Концовка истории должна быть обязательно позитивной. (Персонажи замените на те, что будут в картинках или игрушках) Если ребёнка тревожат звуки: поймайте момент, когда ребёнок будет проваливаться в сон и тихим низким голосом очень медленно проговорите несколько раз: «Ты в полной безопасности» Если проявление страха преимущественно проявляется в теле, то самостоятельно это сделать сложнее. Постарайтесь обучить ребёнка любой известной вам технике расслабления, которую считаете рабочей. Вам не известны такие техники? Тогда научите ребёнка делать вдох носом на 7 счетов, а выдох через рот, трубочкой на 11 счетов. Выдох должен быть длиннее вдоха. 4. Состояние ребёнка изменится и это изменение надо закрепить. Будет это изменение минимальным или достаточно ощутимым, неважно. Любое позитивное изменение нужно закрепить. Спросите ребёнка три раза: - Тебе сейчас легче/ лучше? Твоё состояние изменилось? - Ты правда чувствуешь изменения в лучшую сторону? - Тебе сейчас легче? Получив три «Да» от ребёнка, можете считать свою работу выполненной. Кому-то хватит уже этого. Кому-то нужно будет повторить. Кому- то лучше обратиться к специалисту.
|