Опыт использования песочной терапии в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи |
Психология | |||
Автор: Савельева Ирина Леонидовна | |||
17.07.2024 16:04 | |||
Опыт использования песочной терапии в работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи Воспитатель Савельева И.Л. МАДОУ «Детский сад №41» г. Великий Новгород «Игра с песком представляет возможность ребенку развивать эмоциональную сферу с помощью фантазий.» Д. Кальфф Проблема эмоционального развития дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет в жизни каждого человека важную роль. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (ВыготскийЛ. С., Эльконин Д.Б., Божович Л.И., Рубинштейн С.А. и другие), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления.
Дети с ТНР- это особая категория детей с выраженной ограниченностью средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушение эмоционально-волевой сферы у таких детей является очень распространенными и имеют стойкий характер. Данный фактор негативно сказывается на эффективности их обучения и адаптации в социуме. Дети с ТНР отличаются высокой степенью психоэмоционального напряжения, особенно в системе коммуникативного развития. Дети характеризуются низким уровнем понимания как собственных, так и чужих эмоций, не всегда способны адекватно воспринимать настроение окружающих. Недостаточный уровень овладения детьми эмотивной лексикой затрудняют передачу ими своих эмоций и чувств. Роль песочной терапии в эмоциональном развитии детей ТНР. Театрализованные игры с песком помогают развивать эмотивную лексику, выражать различные эмоции в игре. Коллективная игра с песком способствует повышению внимания детей к общей радости или грусти, мотивирует детей к общению, способствует расширению познавательных процессов. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Способы рисования песком: Разравнивание, просыпание, отсечение лишнего, между пальцев, отверстия пальцами, насыпание и заполнение пространства. Этапы работы с песком. 1этап. Создание положительного настроя на совместную работу. Установление эмоционального контакта. (Упражнение «Здравствуй песок», «Отпечатки ладошек», «Чьи следы?», «Загадочные узоры», «Змейка» дотрагиваемся различными способами до песка.) Рисуем свое настроение. 2 этап. Формирование навыка саморегуляции, стабилизация и гармонизация эмоционального состояния с помощью психогимнастики. (Упражнение «Одуванчик», «Шарик», «Песчаный ветер», «Море» и т.д.) 3 этап. Самостоятельная или совместная деятельность ребенка. (Рисование на песке, игры с различными видами песка.) 4 этап. Подведение итогов. Рефлексия своей работы. Упражнение «Покажи что умеешь». (Обсуждение результатов методом незаконченных предложений. «Я научился...», «Я знаю..», «Когда мне трудно я могу...»). Опыт работы с детьми ТНР показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты.
В заключение.... Песочная терапия — это вид терапии позволяющий через свои ощущения, прикосновения рук к песку ощутить покой и одновременно огромные возможности.... Для детей это естественный способ рассказать о своих тревогах и страхах, преодолеть эмоциональное напряжение....
|