Статья «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» |
Психология | |||
Автор: Федорова Алёна Олеговна | |||
30.12.2022 07:56 | |||
Статья «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Автор: Федорова Алёна Олеговна Аннотация. В данной статье изучены психолого-педагогические условия ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: психолого-педагогические условия, ранняя профориентация, старший дошкольный возраст. Преобразования, происходящие в обществе, выдвигают определенные требования к формированию ранней профориентации в дошкольном возрасте, которые способны приобщатся к жизни, реализуясь через знакомство с различными социальными ролями. Именно поэтому перед специалистами дошкольного образования встает важная задача по развитию психолого-педагогических условий ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Специалистов интересует проблема развития ранней профориентации тем, что создав психолого-педагогические условия работы по профессиональной ориентации дошкольников в мире профессий, детям будет предоставлены возможности по раннему профессиональному самоопределению. Анализ психолого-педагогической литературы констатирует, что для понимания ранней профориентации в дошкольном образовании сложились определенные теоретические предпосылки, что подтверждает актуальность данной проблемы в дошкольном образовании. В России первыми авторами, которые придавали значимость проблемам профессиональной ориентации, можно назвать Н. К. Крупскую, А. В. Луначарского, Н. П. Блонского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко [6]. По их мнению, непременным условием всестороннего развития человека является наличие глубоких и обширных знаний, поэтому первейшей обязанностью системы общего образования в период допрофессиональной подготовки они считали «вооружение каждого ребенка такими знаниями и тем широким образованием, которое откроет перед ним все дороги». Сравнение разных точек зрения на процесс ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста позволило нам констатировать, что обращение к проблеме ранней профориентации в дошкольном образовании обусловлено:
Научные работы педагогов и психологов подтверждают приоритетную функцию развивающей предметно-пространственной среды, погружающую детей старшего дошкольного возраста в мир профессий, где у детей есть возможность прожить сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. Безусловно, дополняя развивающую предметно-пространственную среду профориентационным содержанием, должны учитываться концептуальные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Исходя из вышесказанного, подчеркнем, для того чтобы установить сущность ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста необходимо остановиться на психолого-педагогических условиях, которые определяют восприятие и осмысление детьми мира профессий. Для выявления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний о профессиях мы привели в качестве примера диагностики по трем методикам: методика Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых», Тест «Знаешь ли ты профессии?», Методика «Неоконченные предложения». Исследование проводилось на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №27 города Нижний Тагил. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Проведя предложенные методики с детьми старшего дошкольного возраста, можно выявить уровень знаний о профессиях. Если уровень знаний окажется низким или средним, то можно воспользоваться разработанным педагогическим проектом. С целью использования возможностей психолого-педагогическиих условий ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста нами был разработан педагогический проект. Проект включает в себя 24 занятия, рассчитанные на шесть месяцев, длительность занятий — 25 минут. Значимость проектной деятельности заключается в том, что детям предоставлена возможность найти свой личностный смысл, проявить любознательность и субъектность. Проект не ущемляет интересы и деятельность детей жесткими рамками. Так-же результат проекта не спрогнозировать заранее. Все это создает условия для проявления детьми инициативы, творчества и самостоятельности. Ориентиром для педагогов в реализации психолого-педагогического подхода к организации профориентированной среды в дошкольном образовательном учреждении является Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Жизнь детей протекает в определенной социокультурной среде, где имеет возможность видеть профессиональную деятельность взрослых, накапливать впечатления, а затем, в разных видах культурных практик: игре, познавательной, продуктивной деятельности воспроизводить свои знания. Поэтому проектирование профориентированной среды не должно быть универсальным, а должно предусматривать условия, в которых осуществляется инновационный подход к образовательной деятельности. Было установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, развитие познавательной деятельности и умение практически выполнять трудовые процессы повышения уровня знаний, сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов. При отсутствии продуманного руководства развития детей, уровень знаний о труде взрослых может оставаться не выше среднего, таким образом, доступность знаний о труде взрослых может быть не только познаваемой предметной реальностью, но и следствием хорошей педагогической работы 6. Изучив возможности психолого-педагогических условий развития ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что проектная деятельность и мобильная, трансформируемая развивающая предметно-пространственная среда, будет играть важную роль в доступности знаний о труде взрослых. Список литературы:
|