Стимуляция психоречевого развития детей раннего возраста в процессе игровой деятельности |
Психология | |||
Автор: Карловская Людмила Михайловна Бурцева Анжелика Васильевна | |||
25.07.2022 15:37 | |||
Стимуляция психоречевого развития детей раннего возраста в процессе игровой деятельности Как известно, овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста. С ее помощью малыш учится выражать свои желания и стремления, понимать других, договариваться. Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: создает новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, помогает регулировать поведение и оценивать его. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться во всех видах деятельности, пронизывать все режимные моменты. В этой связи, развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ. В раннем возрасте психоречевое развитие ребенка идет по определенным линиям:
1 линия. «Единство слова и дела» в жизни ребенка. Включенность слов в конкретные действия — очень важный принцип формирования активной речи. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Чтобы создать такую речепорождающую ситуацию, требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей. 2 линия. Совершенствование пассивной речи. В раннем возрасте пассивная речь развивается быстрыми темпами. Это речь, которую ребенок понимает, но не использует. Малыш еще не умеет говорить, но с удовольствием принимает игру взрослого, слушает выразительные строчки прибауток, короткие и простые сказки, стихи, народные потешки и песенки. Однако взрослые должны сделать этот материал понятным и привлекательным для детей. Для этого речь педагога должна быть правильной, отчетливой, неспешной, эмоционально окрашенной, сопровождаться жестами, выразительными интонациями и, возможно, спектаклем игрушек. Содержание речи взрослого должно быть понятно ребенку, должно касаться интересных для него тем. Этим обеспечивается вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым. 3 линия. Регулятивная функция речи. Во второй половине раннего возраста возникает возможность регу-лировать поведение ребенка посредством речи, т.е. речевыми инструкциями взрослого. Действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Поведение, опосредованное речевым знаком, психологи считают первым этапом развития произвольности. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребенка, которая нуждается в соответствующей работе педагога. Для возникновения у малышей желания активно участвовать в речевом общении, взрослым необходимо создавать эмоционально-благоприятные ситуации, психологически комфортные для ребенка. В раннем возрасте самым действенным средством для этого выступает игра. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. Сотрудничество педагогов-психологов и воспитателей групп раннего возраста направлено на создание адекватных условий для полноценного развития речи малышей. Эта задача является общей для воспитателей и педагога-психолога, но если воспитатели ориентируется на некоторую программу и достижения ребенка, то педагог-психолог – на возрастные и индивидуальные особенности детей, их самостоятельную активность и эмоциональный комфорт. Очевидно, что эти линии взаимно дополняют друг друга, кроме того, они реализуются на общем содержании и направлены на общие задачи развития ребенка. В работе по стимуляции психоречевого развития детей раннего возраста используются игры, способствующие развитие всех сторон речи, а также эмоциональной сферы. Для формирования навыка воспринимать информацию и действовать по инструкции взрослого, используются игры, направленные на развитие понимания детьми речи. Восприятие речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой ( «топ-топ», «да-да» и т.п.). Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Всё это облегчает малышам понимание речи и побуждает их подражать речевым действиям. По мере овладения речью дети начинают самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией». Игры, стимулирующие активную речь, включают в себя игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, игры-подражания, игры-занятия с предметными и сюжетными картинками. Для проведения этих игр используют различные виды театра, которые способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функций речи. Для инсценировки с детьми раннего возраста можно использовать хорошо знакомые потешки, песенки, небольшие стихотворения содержащие диалог. ( «Кисонька-мурысенька», «Курочка–рябушечка», «Кошка, как тебя зовут?», «Зайку спрашивает еж», «Кто пасется на лугу», «Дали туфельку слону» и другие). Используя игры с сюжетными картинками, мы стимулируем у детей интерес к рассматриванию изображения. Узнавая на картинках знакомые предметы, называя их, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи детей раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту. Рассматривание картинок, называние не только того, что на них изображено, но также и того, что на изображении отсутствует, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитии у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самим их пересказывать. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры. Игры можно организовывать, сидя с детьми за столиками, на полу на коврике или стоя в кругу. Эти игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения для кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, и развитием мелкой моторики. В то же время следует помнить, что речь маленького ребенка раз-вивается не столько в специальных играх или на занятиях, сколько в реальной практике общения с окружающими. Поэтому педагоги должны разговаривать с детьми в течение дня о том, что они видят и делают, готовя к следующему виду деятельности, объясняя, что им предстоит сделать. При этом взрослый должен говорить правильно, медленно, отчетливо и давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми он уже владеет.
|