Проект сопровождения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дома ребёнка «Красный Бор» «Дом, в котором мы живём» |
Психология | |||
Автор: Макарова Людмила | |||
13.07.2022 21:21 | |||
Проект сопровождения процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дома ребёнка «Красный Бор» «Дом, в котором мы живём» ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики «Красный Бор» Подготовила: педагог-психолог Макарова Л.А. Смоленск 2021 Вид проекта: социальный, информационный, практико-ориентированный. Объект: дети младшего дошкольного возраста. Участники: вновь поступивший ребенок, психолог, воспитатели, врач-педиатр. Срок реализации: 6 мес. для вновь поступивших детей, 3 мес. для ребенка, переведенного из группы в группу.
Актуальность проекта: Процесс вхождения ребенка в коллектив сиротского учреждения очень сложный и болезненный, потому перед психологом стоит задача обеспечить смягчение данного процесса. Деятельность психолога направлена на благополучное психическое развитие ребенка после полученных эмоциональных травм, восстановление его личностной целостности, равновесия эмоций и чувств. Только после восстановления ребенка, снятия последствий травм, полной адаптации к учреждению можно проводить работу по его дальнейшему развитию. Дети, поступающие в дом ребенка – это дети из социально неблагополучных семей, ведущих асоциальный образ жизни. Ребенок оказывается в совершенно новых условиях жизни: они попадают в незнакомый, пока совершенно чужой мир детства. Новая обстановка, новые требования, четкий распорядок дня, иной стиль общения с взрослыми и детьми – все эти изменения, хотя и положительные, происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию. Адаптивные возможности детей ограничены, поэтому резкий переход ребенка в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психического и речевого развития. Большинство детей, поступающих из неблагоприятных условий жизни, не имеют навыков общения ни с детьми, ни с взрослыми, им свойственна эмоционально-личностная незрелость, сужен круг представлений об окружающей действительности, речь их бедна, либо вовсе отсутствует, не сформирована предметно-игровая деятельность, не сформированы культурно-гигиенические навыки. Задача персонала дома ребенка – обеспечить по возможности больший личностный контакт с ребенком, сдержанно реагировать на нарушения поведения, так как они вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое состояние. От того как пройдет привыкание ребенка к новым условиям жизни, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и дальнейшее пребывание в доме ребенка. Ведь, если при первой социальной адаптации ребенок приобретет негативный опыт, он тяжелее будет адаптироваться и в последующем. Основная задача взрослых из ближнего окружения ребенка заключается в обеспечении наиболее благоприятного протекания процесса адаптации и ранней социализации. Необходимо создать такие условия нахождения ребенка, которые воспринимались бы им как безопасные и эмоционально благополучные. Кабинет психолога – это место, куда ребенок идет с желанием, так как там ему интересно и комфортно. Психолог становится для ребенка близким и значащим, так как ребенок ежедневно общается с психологом, который обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, защиту, интересную и содержательную жизнь в доме ребенка. Цель проекта: создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешной социально-психологической адаптации ребенка к условиям дома ребенка. Задачи:
Предполагаемые риски:
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т.е. развиваться. Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия. Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики. Условия, влияющие на успешную адаптацию детей к дому ребенка Телесный контакт. Частый телесный контакт (расслабляющий массаж, поглаживания, прикосновения, «Обнимашки») с взрослым, к которому привязан ребенок, помогает снять телесные зажимы, эмоциональное напряжение, боязнь, неуверенность в себе. Эмпатия. Взрослый должен сочувствовать ребенку, сопереживать, принять ребенка таким, какой он есть и доброжелательно к нему относиться. Личное внимание. Взрослый должен удовлетворять потребность ребенка в личном внимании. Малыш в стрессовом состоянии воспринимает только то воздействие, которое адресовано лично ему. Похвала и поощрение. Необходимо чаще хвалить «новичка» в присутствии других детей, отмечать его успехи, это способствует формированию качеств эмоционально — благополучного ребенка. Л. С. Выготский отмечал, что эмоции участвуют в психическом развитии ребенка, его социальной адаптации. Игра. Игра – основной вид деятельности ребенка. Взрослый обеспечивает свободный доступ и выбор игр по желанию ребенка, что способствует формированию самостоятельности и инициативности, удовлетворению естественных потребностей ребенка в игре. Сотрудничество с взрослым – одно из важных условий успешной адаптации малыша в доме ребенка. Познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой ситуации, а в сотрудничестве с взрослым в рамках предметной деятельности ребенок получает удовлетворение познавательных потребностей, радостные эмоции, которые способствуют формированию вербальных средств общения. Преобладание невербальных средств общения над вербальными. Дети испытывают трудности в общении с окружающими, а в адаптационном периоде многие вообще не пользуются речью. «Ребенок-новичок» активен при выполнении заданий только невербального характера. Игры-занятия по методике М. Монтессори создают условия для успешного исследования малышом окружающего мира и возможность быть самостоятельным в выборе стимульного материала, что способствует формированию любознательности и познавательной активности. В процессе игры ребенок непроизвольно вступает в речевое взаимодействие. Коммуникативные игры направлены на формирование у детей интереса друг к другу, потребности в общении и доброжелательном отношении к взрослым и детям. Ожидаемый результат:
Гипотеза: если использовать комплексный, системный подход в организации процесса адаптации, в основе которого лежит система мер направленных на создание благоприятных условий адаптации детей 2-4 лет, то это позволит детям, находящимся в адаптационном периоде значительно легче перенести тот период. Ресурсы проекта:
Степени адаптации детей к условиям дома ребенка
В доме ребёнка существует несколько критических ситуаций, провоцирующих адаптацию:
Особенности исходного состояния здоровья детей, воспитывающихся в доме ребенка, объективные и субъективные недостатки условий жизни и воспитания приводят к тяжелым формам адаптационного синдрома. У детей в доме ребёнка чаще регистрируется вторая форма тяжелой адаптации – форма адаптационного синдрома. Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:
План работы по реализации проекта 1 этап — информационно-аналитический Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации. Мероприятия:
Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации. Метод: наблюдение за ребенком в группе, во время прогулки. Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации». 2 этап – практический Цель — реализация практической части проекта Мероприятия:
Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003.
|