Изотерапия в коррекции нарушений эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста |
Психология | |||
Автор: Голунова Татьяна Сергеевна | |||
10.06.2022 17:32 | |||
Изотерапия в коррекции нарушений эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст- важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает окружающий мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей предоставляет изобразительное творчество. Изобразительное искусство играет огромную роль в развитии и совершенствовании эмоционально-чувственного мира ребенка, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений. Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так ис ограниченными возможностями здоровья.
Положительные результаты дает использование метода изотерапии как в условиях стандартного, так и инклюзивного дошкольного образовательного учреждения. В ситуациях, когда вербальные контакты между детьми в группе нарушены или затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестаивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми. Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах. Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, развить эмпатию, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе отрицательных или негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов. Рисование, так или иначе, связано с укреплением психического здоровья, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем и философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае, Индии. Ещё в Древней Греции философы указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия искусства. В Средние века практика изотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных изображений на эмоциональное состояние человека. В России по инициативе В.М. Бехтерева во второй половине ХХ века в лечебных и коррекционных целях разрабатывается и используется изотерапия, как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, специальной. Это метод лечения посредством художественного творчества. Изотерапия — один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой, выражая посредством искусства свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод изотерапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Специальные исследования выявили положительное влияние разных видов искусства на различные системы организма человека: сердечнососудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. В результате этих исследований были сделаны выводы о том, что отрицательные эмоции блокируют функции головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде, а положительные эмоции от общения с искусством, наоборот, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы. В условиях реформирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку. Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм является изотерапия. В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе с детьми:
Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной психотерапии. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают учителю изобилие информации о ребёнке, который сам может помогать в интерпретации своих произведений. Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений. Наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическим и зрительными ощущениями, развивают способности к восприятию. Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Кроме описанных эффектов, использование изобразительного искусства в работе с психокоррекционными группами даёт дополнительные результаты, стимулируя воображение и помогая разрешить конфликты и налаживать отношения между участниками. Искусство приносить радость, и это важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься, а то и подурачиться. При всем многообразии различных форм изо-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, более доступны для восприятия и анализа. Таким образом, изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами, является способом моделирования взаимоотношений и выражения эмоций; широко используется для снятия психического напряжения и коррекции психоэмоциональных состояний. Мы понимаем изотерапию как один из самых оптимальных средств в коррекции эмоциональных состояний, которая рассматривается как проекция личности ребенка и как символическое отражение его отношения к миру.
|