Презентация опыта работы «Трогательная математика» или нейропрофилактика и коррекция трудностей у старших дошкольников в процессе формирования предпосылок математической грамотности». |
Психология | |||
Автор: Марач Олеся Владимировна | |||
29.05.2022 20:48 | |||
Презентация опыта работы «Трогательная математика» или нейропрофилактика и коррекция трудностей у старших дошкольников в процессе формирования предпосылок математической грамотности». Докладчик: Олеся Владимировна Марач педагог-психолог высшей квалификационной категории МКДОУ детского сада «Сказка» г. Тайшета Математическая грамотность — способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку. Начинать формировать предпосылки математической функциональной грамотности необходимо уже с дошкольного возраста, т. к. это становится одним из базовых факторов, способствующих активному знакомству и освоению ребенком царицы всех наук «математики».
Именно в этом возрасте создается базовая основа математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач. Для формирования предпосылок математической грамотности современному дошкольнику важно создать условия для формирования познавательных действий, становления сознания; формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе и др.). Тема трудности овладения математической грамотностью поднимается не так часто, как например трудности чтения или письма, но встречается она гораздо чаще чем мы думаем. Например, существует проблема дискалькулии у детей – как специфического расстройства развития школьного навыка, характеризующегося снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дошкольники имеют проблемы с освоением прямого и обратного счета в пределах десятка, позже понимают, что такое числа. У них снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать: не могут выбрать из двух яблок большее, посчитать количество карандашей и записать его цифрой. Имеются проблемы распознавания математических символов – нет связи между графическим изображением числа и его словесным звучанием: «4» и «четыре». При дисграфических расстройствах дети ошибаются, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку. Нередко они путают внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображают их перевернутыми или зеркальными. При вербальной форме расстройства выявляются ошибки идентификации чисел, схожих по звучанию при словесном предъявлении: малыши путают «девять» и «десять», «семь» и «восемь». Недостаточность функции контроля и планирования обнаруживается как неспособность ребенка удержать инструкцию, произвольно остановить счет или начать его с определенной цифры. При порядковом счете числа дублируются, упускаются. Как правило работа педагога-психолога заключается в коррекции и развитии компонентов ВПФ или эмоционального интеллекта связанных с освоением образовательной программы и формированию предпосылок к функциональной грамотности. Конечно же в рамках моей деятельности важно найти подход, который приведет к решению данных трудностей, а конкретнее, к формированию предпосылок математической грамотности. Для этого я выбрала работу в парах через нейрометод. А, по другому данный подход к коррекции трудностей овладении математической грамотностью можно назвать «Трогательной математикой», которая находится в реальном мире вещей и предметов, которые можно называть, брать в руки, пропрыгивать, прошагивать, разглядывать, а затем уже сталкиваться с ними на страницах учебников и прописях. Ведь именно через нейрометод, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешного обучения, в частности, для освоения математики. В ходе коррекционных занятий через нейрометод ребенок проходит все стадии игрового развития, вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, воображение, пространственные и временные представления, восприятие, внимание, логическое мышление – то есть все, что необходимо для овладения математикой. Нейрометод носит комплексный характер и включает двигательную и когнитивную коррекцию, имеющие общие цели и взаимодополняющие друг друга, а также коррекцию эмоциональной сферы и специальную дыхательную гимнастику. Хотелось бы представить опыт коррекционной работы в направлении двигательной и когнитивной коррекции, которая обеспечивает развитие физического визуального и аудиального внимания; развивает умение управлять своим поведением, способствуя преодолению стереотипий; учит использовать упорядоченное, а значит более эффективное поведение, обучает действовать по образцу в соответствии с правилами; повышает общую энергетику высших психических функций и общую активизацию ребенка; формирует необходимое для коммуникации чувство физической дистанции. Когнитивная часть же направлена на развитие произвольного внимания, программирования действий (формирование произвольности действий), пространственного анализа и синтеза, развитие пространственных функций, зрительной и вербальной памяти, гностических функций. Так как дошкольный возраст сензитивен для освоения социальных рамок и правил общества, я решила в своей работе использовать взаимодействие старших дошкольников на занятиях в парах. От уровня взаимодействия детей в паре зависит их адаптация в коллективе сверстников в группе ДОО, эффективность воспитательно-образовательной работы. Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Современные исследователи выделяют преимущества сотрудничества детей и его влияние на учебную деятельность: возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания; растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей; меньше времени тратится на формирование знаний и умений; снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации; меняется характер взаимоотношений между детьми; дети приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения. Приведу примеры нескольких игр, которые на практике доказали свою эффективность в оказании действенной помощи ребенку в овладении математикой, а также формируют у дошкольников позитивное отношение к занятиям математикой и в целом к школьному обучению. Через нейрометод математику можно «потрогать, пощупать» и это здорово! Именно через такой подход интересно ее подавать детям. Пересчитать и поперебирать шишки, камушки, деревяшки — зрительном наглядном богатстве и красоте мира и упорядочить его.
Многообразие счетного материалы различной фактуры, игр, поддерживает интерес и мотивацию дошкольников в овладении предпосылками математической грамотности. Ориентация в пространстве и квазипространстве, работа по клеточке проводится через двигательный и когнитивный компонент нейрометода. Первично происходит освоение пространства через речь взрослого и действие по инструкции взрослого, затем ребенок сам комментирует действие, включается речь. Далее дает инструкцию партнеру и следит за правильностью выполнения задания. Можно подать математику дошкольникам и прожить ее в прыжках, хлопках, ритмах – кинетике (движении) и пространстве. Игра «Математика в припрыжку». Игра «Подводная математика». Энергию, которую дошкольники тратят на посадку и удержания позы тела за партой, реализуется на решение когнитивных задач, так как нейрометод обеспечивает физиологическую потребность в движении у дошкольников. Самостоятельное изготовление цифр на геометрических фигурах; Отработка предлогов «под», «в», «на», выше-ниже, слева-справа, вверх-вниз и т.д. «Трогательная» игра «Кто живет по адресу…?» «Трогательная» игра «Лесная поляна» Домино «Божьи коровки» Деревянные тактильные цифровые пазлы «Судоку» в клеточках. Формирование и коррекция предпосылок к математической функциональной грамотности можно реализовывать через нейрометод в игре, творчестве, числовых прямых, которые можно ощутить на сенсорном опыте, а потом в примерах и задачках в учебнике. Можно заниматься профилактикой дисграфии, фиксации чувтвенного опыта через различные модальности. Дальнейшая работа на листочках на горизонтальной поверхности, с целью закрепления образа цифры. Настольные игры «Мэтч» и «Спящие королевы» для отработки ориентации в пространстве, состава числа, действию по правилу, развитию логического мышления, памяти и внимания. И конечно же «Графические диктанты». Эти игры рекомендованы для взаимодействия родителей и детей через группы в Вайбер. Если бы вы поучаствовали в наших совместных мероприятиях с детьми, вы бы непременно захотели продолжить постигать математику. Наверняка бы поняли, что математика- это очень интересно, она повсюду и везде! И придя в школу, чувствовали бы себя успешным учеником с сформированными предпосылками математической грамотности, умеющими работать с партнером, слушать и слышать взрослого и легко адаптироваться к новым условиям!
|