Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия с элементами тренинга, направленный на сохранение психологического здоровья обучающихся «Волшебные превращения»
Психология
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Дворядкина Наталья Александровна Григорьева Юлия Викторовна   
03.01.2022 06:41

Конспект занятия с элементами тренинга, направленный на сохранение психологического здоровья обучающихся «Волшебные превращения»Конспект занятия с элементами тренинга, направленный на сохранение психологического здоровья обучающихся «Волшебные превращения»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий педагога-психолога в работе с детьми (научить ребёнка, освобождаться от негативных мыслей, напряжения, думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности).

Задачи:

  • способствовать развитию саморегуляции
  • помочь осознать собственное эмоциональное состояние, которое вызывает определенный запах
  • развивать воображение
  • развивать внимание
  • расширить знания об органах чувств
  • формировать умение создавать тактильные образы
  • развивать умение концентрироваться на соответствующих ощущениях
  • помогать в снижении телесного напряжения и получении позитивного двигательного опыта
  • развивать коммуникативные умения и навыки

Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением представителей каких – нибудь профессий; альбомы, цветные карандаши; тактильные дощечки, кусочек ваты, камень, воск, веревка, раковина, деревянная палочка, металлический шарик, перышко; световые песочницы, разноцветные камни; су – джоки; смайлики; сладости.

 

Музыкальный ряд: музыка для релаксации; музыка из киносказки «Мария, Мирабелла», из художественного фильма «Сказка о звездном мальчике» А. Рыбникова, музыка Поль Мориа «Музыка души»).

Ход занятия:

Психолог: (дети стоят полукругом на ковре): Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Называется оно «Знакомые незнакомцы». Мы будем с вами разговаривать, играть, представлять обычные, знакомые предметы и явления, но в которых будет что — то необычное, незнакомое. Будьте очень внимательны! И попробуйте в знакомом увидеть что – то незнакомое. Что бы вам было проще, я вам дам подсказку. Ответьте мне на вопрос: «Как, вы обычно здороваетесь? (Ответы детей: говорим «привет», «здравствуйте», «за руку»). Хорошо, молодцы, но это всем знакомо! А вы знаете, что эскимосы на далеком Севере здороваются носами? Они прикасаются друг к другу носами, тем самым приветствуя друг друга. Вот и сегодня мы с вами обычное приветствие сделаем необычным. И вы в течение всего занятия будьте внимательны и старайтесь в любом упражнении и задании, игре увидеть незнакомое в знакомом и запомнить! Мы будем обсуждать с вами кто в «знакомом» увидел «незнакомца». Иногда я вам буду давать подсказки, вы только должны постараться их услышать!

1. Упражнение «Давайте поздороваемся». Дети по сигналу педагога хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:

  • Один хлопок – здороваемся за руки
  • Два – плечиками
  • Три – спинками

2. «Конкурс хвастунов».

(Дети садятся по кругу в случайном порядке).

Психолог: Сейчас мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастался. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего в мире соседа.

Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас! Подумайте, какой он. Что в нем есть хорошего. Выиграет тот, кто найдет в своем друге больше достоинств». (В данной игре не важна объективность оценки – реальные это достижения или надуманные. Не важен и масштаб достоинств – это могут быть новые тапочки, громкий голос и т.д.)

3. Упражнение «Закончи фразу»

Психолог: Сегодня мы с вами поговорим о запахах. Они могут быть совершенно разные! Как вы думаете, ребята, могут ли запахи говорить? (дети отвечают)

Да, запахи многое могут рассказать нам. Например.

(Педагог говорит начало фразы, дети заканчивают ее)

  • Вот запах дыма и гари, значит, где – то рядом…
  • Запахло свежестью, значит только что прошел…
  • Пахнет ванилью, значит, кто – то…
  • Пахнет краской, значит, кто – то делает…

4. Игра «Кто кем работает?»

Психолог: Я дам каждому по картинке, на которой изображен человек определенной профессии. Вы должны описать характерные для него запахи, чтобы остальные ребята могли угадать, что нарисовано на картинке.

Психолог: Дети, что здесь может быть «незнакомое в знакомом»? (Ответы детей – профессии, это знакомо, но незнакомо то, что часто можно угадать профессию по запаху, и т.д.)

5. Игра – упражнение «Как пахнут чувства?»

Психолог: Ребята, а как вы думаете, могут ли пахнуть чувства? Какие вы знаете чувства? (грусть, радость, раздражение, любовь и т.д.). Я сейчас вам буду показывать картинки, а вы должны угадать какое чувство они выражают и изобразить его. (Показ картинок). Молодцы!

А теперь скажите мне, чувство «радости» (показ картинки «Радость», чем может пахнуть, как вы думаете (например, розой, сладким сиропом и т.д); «Грусть» — прокисшим молоком и т.д.)?

Психолог: Что здесь было незнакомого в знакомом? (Ответы детей: знакомы чувства разные (радость, грусть, счастье и др.), но незнакомо то, что могут чувства ассоциироваться (напоминать) запахи и т.д).

6. Упражнение «Порхание бабочки» (играет спокойная музыка)

Психолог: (дети сидят «по-турецки», звучит музыка А. Рыбникова). Закройте глаза, выпрямите спинки и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Её крыльев легки и грациозны.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветочек и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат…и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях. (Дети поочередно рассказывают о своих чувствах – радость, спокойствие, добро).

7. Упражнение «Мое настроение».

Психолог: Это очень теплые и хорошие чувства. Подойдите, пожалуйста, к световым песочницам – изобразите на песке свои чувства (свое настроение), когда вы были «бабочкой» и украсьте красивыми разноцветными камнями «свое настроение». (Звучит музыка Поль Мориа). Здорово и необычно у всех получилось. Красота!

Динамическая пауза: Дети хаотично порхают как бабочки, потом садятся в круг.

Психолог: (Дети сидят в кругу). Ладошки – наши верные помощники. Стоит провести рукой по какой-либо поверхности, и мы можем многое узнать, определить предмет даже с закрытыми глазами, почувствовать настроение другого человека. А чтобы это получалось еще лучше, нам помогут «волшебные дощечки». Потрогайте их одну за другой.

Психолог раздает детям тактильные дощечки.

  • Вот самая мягкая, как шерстка зайчика.
  • Вот гладкая, как поверхность реки, замерзшая зимой.
  • Следующая шероховатая, как будто дорога.
  • Вот здесь чувствуется что-то извилистое, может быть змейка, ползет по тропинке?

8. Игра «Найди пару»

Психолог: «волшебные дощечки» способны изменить настроение, помочь в различных ситуациях. Давайте попробуем это сделать.

Педагог говорит, какую дощечку надо потрогать. Дети по очереди с завязанными глазами находят нужную дощечку.

  • Если у кого – то грустное настроение, надо его «поднять» — потрогать что – нибудь приятное, мягкое.
  • Если кто – то слишком развеселился и не может успокоиться, ему можно предложить ровную дощечку.
  • Когда вы соберетесь сделать что – то важное, вам нужно стать сильным и храбрым – выберите дощечку с шероховатой, твердой поверхностью.
  • Если кто – то сердится, ему нужно погладить что – нибудь гладкое, немного, немного скользкое.
  • Вы прекрасно чувствуете каждую дощечку, молодцы!

Психолог: Что здесь незнакомого в знакомом? (Ответы детей: знакомы разные поверхности, но незнакомо то, что они могут влиять на чувства, настроение).

9. Сочинение сказки «Перышко желаний».

Психолог: Теперь наши ладошки отправятся в сказку. А называется она «Перышко желаний». Что произошло с ладошками в путешествии, мы узнаем с помощью вот этих волшебных предметов.

  • Кусочек ваты (мех) превратится в облачко (пушистое, мягкое, теплое).
  • Камень – в гору, скалу или груду камней (острых, грубых, шероховатых).
  • Воск – в существо (липкое, вязкое, эластичное)
  • Веревка – в змейку (плотную, шероховатую).
  • Раковина – в пещеру, дом (гладкий, с острыми краями).

Отправились наши ладошки в сказочную страну за волшебным перышком, которое исполняет любые желания. Думали – думали, как туда попасть. Вдруг видят облачко…Пушистое, мягкое, теплое. (Дети передают друг другу кусочек ваты).

Сели ладошки на него, и так приятно было им на нем лететь, что не заметили они, как оказались…

(Далее педагог передает другой предмет, ощупываякоторый дети придумывают дальнейшее развитие сюжета, и т.д.)

Наша сказка подошла к концу. Понравилась вам сказка?

Психолог: Что здесь незнакомого в знакомом? (Ответы детей: знакомое – сочинять сказку, незнакомое – можно использовать многообразное количество предметов для сочинения сказки, даже самые необычные).

10. Упражнение «Пожелание»

Психолог: Теперь с помощью «Перышка желания» загадайте самое доброе и хорошее желание для себя или своего друга. (Дети передают перышко по кругу и говорят свои желания).

11. Упражнение «Су – джок»

Психолог: «Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

(Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке).

«Мы колечки надеваем».

Мы колечки надеваем,

Пальцы наши украшаем.

Надеваем и снимаем,

Пальцы наши упражняем.

Будь здоров ты, пальчик мой,

И дружи всегда со мной.

(Массажировать и закреплять название пальцев)

12. Рисунок «Фотография».

Психолог: А сейчас возьмите альбомы и цветные карандаши. Закройте глаза и представьте, что вы в данную минуту на празднике. «Сфотографируйте» себя. Откройте глаза и попробуйте нарисовать эту фотографию. Мы отошлем все «снимки» вашим друзьям.

(Звучит музыка Поль Мориа. Дети рисуют. Педагог, подходя к каждому, интересуется содержанием работы).

Психолог: В этом упражнении вы увидели что – то необычное? (Ответы детей: необычное то, что можно себя «сфотографировать» и сразу нарисовать «фотографию».

Психолог: Молодцы, ребята! Вы все постарались. Перед вами смайлики настроения – «радость», «спокойствие», «грусть» — возьмите, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, и приклейте на свой рисунок в верхнем правом углу.

13. Упражнение «Апельсин»

Психолог: У меня для вас есть сюрприз! И вы и ваши ладошки сегодня славно потрудились. (Психолог капает капельку апельсинового масла в ладошку).

Психолог: Потрите ладошку о ладошку…, вдохните! Какой аромат вы чувствуете…апельсин, молодцы! Какой праздник вам напоминает этот приятный запах? (Новый год). Да, замечательный праздник Новый год, который уже спешит к нам. Какие чувства у вас вызывает этот апельсиново — мандариновый запах? (Дети отвечают: радость, счастье и т.д.).

Психолог:

А знаете, чем пахнут дети?

Миндальным молоком,

Росою на рассвете…

Руками в карамельках,

Молочным шоколадом.

Ромашками в саду.

Душистым виноградом…

Вдыхая запах детства,

Единственный на свете,

Сказать могу я точно,

Что Счастьем пахнут дети!!!

Психолог: А что здесь знакомое в незнакомом: в упражнении «Апельсин и в этом стихотворении? (Ответы детей: знаком запах апельсина, запах Нового года, незнакомо, то, что «детство» пахнет, пахнут вкусно «дети» и т.д.)

14. Упражнение «Кто самый внимательный»

Психолог: Ребята, а может быть кто – то еще увидел в «знакомом» «незнакомца»? Кто же самый внимательный? А может быть все внимательные? Вспомните, пожалуйста, и расскажите нам? (Ответы детей. Так же, психолог подсказывает, что музыка, которая сопровождала нас все занятие — это обычно знакомо нам, но незнакомо, то, что хорошая, добрая, спокойная или радостная (которая и была на нашем занятии), эта музыка благотворно влияет на наше здоровье, на наше отличное настроение и она помогает нам в жизни, когда бывает грустно).

Психолог: У вас сейчас ребята, замечательный период вашей жизни – это ваше Детство! А Детство, это радость и счастье, которое здОрово пахнет радостью, мандаринами, шоколадом, виноградом и карамельками, чудесами, цветами и душистыми травами! Сейчас вы можете подойти и не только почувствовать запах детства, но и попробовать на вкус! (Звучит музыка из «Мария, Мирабелла», дети угощаются фруктами и сладостями).

  • перед занятием педагог-психолог обязательно берет согласия с родителей на разрешение использовать при работе с ребенком ароматического масла «Апельсин»; *разрешение на угощение сладостями и фруктами.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год