Практическое консультирование для педагогов «Что со мной происходит? или Развитие Эмоционального интеллекта дошкольников» |
Психология | |||
Автор: Сапожникова Евгения Валерьевна | |||
25.11.2021 20:43 | |||
Практическое консультирование для педагогов «Что со мной происходит? или Развитие Эмоционального интеллекта дошкольников» Сапожникова Е.В., Педагог-психолог МАДОУ «Теремок» Р.п. Верхнее Дуброво Свердловсской области, 2021г. «Только согласованное функционирование эмоциональной-волевой и интеллектуальной систем, их единство, может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности» (Л. С. Выготский, А.В. Запорожец) «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» (К. Изард) Эмоции — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности; это субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Высокий уровень академического интеллекта не является залогом высоких достижений в карьере, построении социальных связей. Успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями. По определению Г. Бука и С. Дж. Стейна, эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным» Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию. Параметры уровня развития эмоционального интеллекта Адекватная реакция на различные явления окружающей действительности; Дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей; Широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащенность языка; Адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере. Когда эти параметры не сформированы: Ребенок неадекватно реагирует в различных ситуациях (может засмеяться, когда кто-то обижает товарища, проявлять безразличие к замечаниям, веселиться, когда нужно сосредоточиться; может подолгу «дуться», отказывается от приятного времяпрепровождения, когда все вокруг радуются и т.п.) Ребенок не способен интерпретировать состояния окружающих (свойственно агрессивным детям: воспринимают любую фразу, любой жест в адрес себя, как угрозу, обвинение, не могут различить, случайно или намеренно задел товарищ, не понимают шуток) Не способен называть свои чувства, делит настроения только на «нормальное» и «плохое», отрицает некоторые свои эмоции (чаще негативные): я никогда не злюсь, я ничего не боюсь! и т.п., не способен сопереживать ни товарищам, ни родителям, ни героям сказок. Проявляет свои эмоции «не экологично»: набрасывается на товарищей с кулаками, кричит, обзывается или же наоборот, замыкается в себе, отказывается идти на контакт. САМЫЙ ЭКОЛОГИЧНЫЙ СПОСОБ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ: ОБОЗНАЧИТЬ ИХ СЛОВАМИ!!! Причины сниженного эмоционального интеллекта у детей: Культурная. В семье не принято называть эмоции, запрет на выражение негативных эмоций либо как для себя, так и для детей ( «Я не злюсь» — говорит мама сквозь зубы, когда ребенок что-то «накосячил», или «у меня всё хорошо» — говорит мама, когда ребенок интересуется, что случилось, увидев у нее на лице слезы. И т.д.); либо запрет на проявление негативных эмоций по субординации (нельзя кричать на старших, нельзя перечить отцу и т.д.) Отсутствие или ограниченность реального общения (семья замкнутая на себе, дети мало общаются с посторонними, со сверстниками, либо ребенок погружен в гаджеты, не видит живого общения). Здоровье ребенка. У детей с нарушениями речи часто присутствует амимичность лица, нарушения мышечного тонуса. Доказано, что для распознания эмоции собеседника, наше лицо должно в микродвижениях повторить эмоцию, если этого не происходит, эмоция может считываться не точно (у детей чаще всего вообще не считывается). Чаще всего, у детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение агрессии, насмешки над страхами. Для многих детей таких запретов, за которыми может последовать наказание, довольно много. Чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения. Кроме того – запреты на выражение эмоции неизбежно приводят к формированию ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ И НАРУШЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПО ТИПУ НЕВРОЗОВ, ПСИХОЗОВ, а также приобретению ХРОНИЧЕСКИХ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (заболевания сердечно-сосудистой, бронхолегочной систем и заболеваний желудочно-кишечного тракта), в том числе онкологических. Несомненно, наибольших вклад в развитие эмоциональной сферы у ребенка привносят родители и ближайшее его окружение. Однако и воспитатели могут помочь детям научиться различать и называть свои чувства, оценивать эмоциональные состояния других людей, выражать яркие эмоциональные состояния экологично. Литература
|