Автор педагог-психолог ГБОУ школа №589 СПб Корнильева Марина Григорьевна Цель Развитие навыков коммуникации и рефлексии; формирование готовности к понима-нию других людей и признанию за ними права на собственное мнение. Задачи: • Выделение социальных и психологических факторов безопасности и толерантности общения. • Освоение новых форм общения. • Содействовать сплочению ученического коллектива. Участники: Учащиеся 8Б класса.
Время проведения: 45минут. Оборудование
Специально подготовленная аудитория (класс, актовый зал со столами и стульями, расставленными для четырех групп участников), карточки с заданиями, фигурки из цветного картона (треугольники, круги, прямоугольники, квадраты, зигзаги) ватман, фломастеры, клей (доска, мел), проектор, ноутбук, экран, презентация «Толерантность в общении». Методы и техники, используемые в занятии 1. Ролевые игры. 2. Дискуссии. 3.Моделирование образцов поведения Ожидаемый результат: развитие коммуникативных и рефлексивных способностей, развитие эмпатии, сплочение группы.
Ход игры 1. Вступление: ребята в сегодняшнем обществе растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми! Сейчас ноябрь наверняка вы знаете, что 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма. Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы поговорим о толерантности нашего общения между собой. В межличностном общении толерантность означает терпение, принятие другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Развитию толерантности способствует неподдельный интерес к человеку, его самобытности, постижение его эмоционального состояния, рост жизненного опыта. Несомненно, толерантность в общении всех участников образовательного процесса, является ключевым фактором безопасной и комфортной среды в классе и во всей школе.
Участники объединяются в 3 группы, выбирают представителя, который будет озвучивать общее мнение. Задание «Безопасная и комфортная школа» (20 мин.) Цели: • стимулирование активности и включенности участников через выполнение совместного творческого задания. • выделение социальных, психологических, организационных факторов безопасной и толерантной среды образовательного учреждения. • осознание участниками зоны индивидуальной ответственности, сторон жизнедеятельности школы, на которые могут влиять. Участники работают в группах. Задание для каждой группы - обсудить и представить свое понимание словосочетания «безопасная и комфортная школа». Все высказывания записываются на отдельных карточках. Затем ведущий предлагает выделить наиболее емкие понятия, с точки зрения учащихся и наклеивает карточки на лист модераций. Ведущий предлагает участникам в группах назвать, проанализировать и выбрать 5 условий от которых зависит комфорт и безопасность обучения. Все высказывания записываются на отдельных карточках. Представители от группы озвучивают итоги работы, отвечают на вопросы участников. Ведущий группирует факторы на социальные, психологические и организационные и наклеивает карточки на отдельный лист модерации. После этого участникам предлагается ответить те факторы, на которые ученики могут влиять, могут влиять в незначительной степени и практически не влияют. В результате выделяются те факторы, которые однозначно зависят от усилий самих учащихся. Задание «Взаимодействие участников образовательного процесса» (20мин) Цели: • рефлексия участниками собственного жизненного опыта • расширение репертуара способов решения конфликтных ситуаций Участники работают в группах. Задание для каждой группы, высказать свое отношение, обсудить и воспроизвести стратегию конструктивного выхода из предложенных проблемных ситуаций, иногда возникающих в ходе образовательного процесса. Проблемные ситуации Приложение 1. Представители группы предлагают для обсуждения свои стратегии решения конфликтных ситуаций, отвечают на вопросы участников. Задание «Ожидания» (15 мин) Цели: • осознание важности учета интересов всех участников образовательного процесса • выявление точек пересечения интересов участников образовательного процесса Участники объединяются в 3 малые группы: Родители - Дети – Педагоги. Каждая группа будет выражать интересы родителей, детей, педагогов соответственно. Каждая группа должна обсудить и написать на карточках: 1.Что наша группа готова делать сама для улучшения и сохранения комфортной и безопасной среды в школе. (3 пункта на отдельных карточках). Например, группа «родители пишет, что родители могут сделать для улучшения безопасной и комфортной среды в школе. 2. Ожидания от 2 других групп – «что мы хотим для того, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно, что мы ждем от каждой группы» (по 3 пункта на отдельных карточках). Группа «Дети» высказывают свои ожидания то учителей и родителей. Группа «Родители» соответственно от детей и учителей. Представители группы озвучивают собственные предложения для улучшения комфортной и безопасной среды. Затем участники делятся своими ожиданиями от двух других групп. Информация сводится в таблицу Приложение 2 Если их ожидания реалистично и группа, к которой обращены эти ожидания, согласна, и видит пути их реализации, то карточка с ожиданиями перемещается в верхнюю строчку, в графу « Реально». Если другая группа не согласна (не способна, не готова) реализовывать эти ожидания, то карточка перемещается в нижнюю графу таблицы «Не реально» Когда все ожидания озвучены и учтены ведущий подводит итоги. Комментарий: ведущий делает акцент на том, что многое из предложенного зависит от самих учащихся.
Приложение 1 Ситуации: 1 В школу пришел новый учитель, со своими новыми требованиями. 2 Учащийся попросил и случайно разбил чужой телефон. 3 Ученик болел, пришел с невыполненными домашними заданиями, оправдывается тем, что не мог узнать, что было задано. 4 Ученик отказывается переодеваться и идти на физкультуру, справки нет. 5.Ученик не согласен с оценкой учителя. И прямо на уроке требует объяснить. почему поставлена такая оценка. Приложение №2 Таблица Учителя Дети Родители Реалистично Нереалистично
Список литературы: 1. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары / авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009. 2. Настольная книга практического психолога. Книга 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008.
|