Как общаться с «почемучкой»? |
Психология | |||
Автор: Захарова Ольга Андреевна | |||
14.06.2021 19:08 | |||
Как общаться с «почемучкой»? Захарова Ольга Андреевна Воспитатель ГБОУ Школа №1257 г. Москвы Возраст почемучек самое благодатное время для педагога, потому, что именно дети 4-5 лет сами активно вступают в коммуникацию, инициируют общение, поддерживают его. Это то самое время, когда возрастной кризис миновал и ребёнок открыт всему новому, он с жадностью знакомится с окружающим миром, слушает, верит и придумывает. Общение этого возраста эффективнее строится в процессе совместной деятельности со взрослым. Малыш повзрослел, чувствует свои расширившиеся возможности, уверен в себе и в том, что справится с любым делом, поэтому смело можно затевать с ним любые авантюры. Фигура взрослого для него сейчас очень важна и он копирует всё, что видит: отношение к другим людям, близким и посторонним, эмоциональные реакции мгновенно считываются и присваиваются как опыт для дальнейшего собственного общения, перенимаются ценностные установки. Ребёнок в этом возрасте живёт в мире фантазий. Если хотите окунуться с ним в этот мир, быть на его волне, быть услышанным, придумайте сказку, где он герой и справится с любыми трудностями. Дайте ему бумагу и карандаш, и он расскажет вам об этом мире, даст ключики к своему сердцу.
Однако развитое воображение этого возраста может также порождать несуществующие страхи, вот до них подчас трудно добраться, чтобы помочь малышу с ними справиться. Поэтому нужно тщательно охранять информационное поле, в которое попадает малыш от негативных элементов, которые могут спровоцировать нежелательную для малыша интерпретацию. Взрослый должен быть рядом, чтобы вовремя объяснить, рассудить и успокоить. В возрасте 4-5 лет ребёнок начинает активно общаться со сверстниками, семейный круг становится ему тесен, и, он переносит все свои навыки общения из семьи на выстраивание отношений в социальном мире. Стоит посмотреть на общение малыша с домашними и с уверенностью можно сказать, что от других взрослых и даже детей он будет ждать того же. Сверстники в этот период имеют большое значение, ребёнку важно узнавать себя в сравнении с другими детьми, он соревнуется с ними, хочет быть лучшим. Это время ссор, обид и большой дружбы, это очень важное время. Взрослому важно быть рядом, у него важная роль: он сглаживает конфликты, даёт речевые шаблоны, уместные для решения разных ситуаций, предлагает варианты приемлемые для всех, направляет общение в рациональное русло. Наилучший вариант здесь может быть только создание игры, взрослый подаёт идею, предлагает роли и правила, ненадолго включается в игру в качестве героя, постепенно передавая инициативу детям, постепенно расширяя поле для самостоятельности. Активная любознательность, заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всём, что они видят, что их удивляет, а удивляет многое. Они готовы говорить, кажется бесконечно, задавать вопросы, поэтому, чтобы ответить на множество вопросов разом, нужно показать. Что именно, ребёнок уже подсказал взрослому через вопросы, остаётся лишь внимательно слушать и слышать. Да, концентрация внимания ещё слишком не развита в этом возрасте, поэтому стоит подумать над формой подачи и способом. Пусть это будет игра или увлекательная интерактивная беседа, это естественная среда для почемучки, где он охотно творит, узнаёт, развивается. Главное педагогу не бояться стать немного младше, спрятать авторитет ненадолго в карман, вспомнить себя в детстве и знакомить детей с этим миром, общаясь на понятном им языке.
|