«Создание условий для психологического комфорта детей в детском саду. Уголок уединения» |
Психология | |||
Автор: Богдан Анна Борисовна | |||
13.04.2021 19:52 | |||
«Создание условий для психологического комфорта детей в детском саду. Уголок уединения» Одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать такие методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной в воспитательно -образовательном процессе является позиция ребенка, отношение к нему со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. К числу современных образовательных технологий можно отнести личностно-ориентированные технологии. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования определяет требование создания развивающей предметно -пространственной среды. Именно личностно – ориентированные технологии реализуются в развивающей среде. С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни, происходит множество изменений: новое помещение, отсутствие родителей, строгий режим дня, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками. Отрыв от дома, близких, общение со сверстниками, взрослыми, чужими для него, могут стать для ребенка серьезной проблемой. Это является для ребенка очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. Чем ребенок младше, тем ему труднее адаптироваться к новым условиям. Поэтому для формирования психологической стабильности ребёнка важно в группе иметь личное пространство, место уединения. С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ организуются специальные уголки уединения. Благодаря уголоку уединения у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищённым, побыть одному. «Уголок уединения» в группе — это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать. Такое место в группе детского сада необходимо детям для снятия переживаемых стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п. Цель создания уголка уединения — организация условий личного пространства для формирования психологического и физического здоровья ребёнка. Основные задачи:
Так как места в групповой комнате не очень много, то уголок не должен занимать большое пространство в игровой комнате (он может быть передвижной). В нашей группе раннего возраста уголок уединения изготовлен из пляжного зонтика, обшитого по краям цветными ленточками. Зонт вставлен в столик. Вокруг столика стоят детские стулья, на которых могут сидеть ребята. Мы установили определенные правила нахождения в уголке уединения:
- обсудили с детьми правила пользования уголком уединения.
-не отправляем детей в место уединения, чтобы принудительно изолировать одного ребенка от остальных. - не прерываем и не сокращаем пребывание ребенка в месте уединения без крайней необходимости.
- если большое число детей одновременно захотят побыть в уединении, предлагаем всем релаксационную игру, например, «Снежинки». - если уголок уединения занят, а кто-то из детей настойчиво пытается туда попасть, предлагаем ему другое место в группе и просим ребят не беспокоить его. Наполняемость уголка: для релаксации и снятия напряжения ребенок может взять массажные мячики; любимую игрушки, книги, крупную мозаику, пазлы, вкладыши, шнуровку, игры сортеры, пирамидки, бизиборды. Содержимое уголка постоянно обновляется: мы вносим книги по темам «Зима», «Весна», «Новый Год», «Семья», «Животные» и др, уже знакомые сказки, новые дидактические игры, как фабричного производства, так и авторские пособия. Большую помощь в обогащении материалом данного уголка оказывают родители. В группе имеется целая библиотека книг – малышек, которыми пользуются воспитанники только в уголке уединения. В нашей группе уголок уединения нашел активное применение. Он помогаем малышам жить в гармонии с собой.
|