Консультация для родителей на тему: «Песочная терапия» |
Психология | |||
Автор: Ермакова Ирина Леонидовна | |||
08.03.2021 22:06 | |||
Консультация для родителей на тему: «Песочная терапия» Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Податливость песка дает каждому ребенку возможность почувствовать себя творцом. Ребенок создает сооружения из песка, любуется ими, играет, а затем разрушает, чтобы появилось что-то новое. Один сюжет сменяется другим, и так без конца. Кто-то может подумать: слишком все просто, но именно эта простота, естественные для человека действия таят в себе уникальную тайну: в сети нет ничего такого, что было бы окончательно разрушено — просто старое уступает новому. Много раз проживая это, ребенок достигает состояния душевного равновесия.
Когда дети касаются песка, погружают в него руки, у них развиваются тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика. Кроме того, песок имеет удивительную способность «заземлять» негативную психическую энергию, поэтому является прекрасным психопрофилактические средством Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Пересыпание песка, создание отпечатков, картин с использованием предметов, — всё это формы песочной терапии. Фигурки могут символизировать как субличности человека, создающего песочные образы, так и реальных людей, с которыми он связан. Выстраивая героев песочного города, человек строит новые взаимоотношения с самим собой. Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком, — это и упражнения на тактильную чувствительность и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, для него это становится возможным. Цель песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активирует возможности самоисцеления, заложенные в детской психике:
Чем могут помочь своему ребенку родители? Родители могут использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия, играя. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память Как сделать песочницу дома? Для домашнего использования можно взять небольшой деревянный или пластмассовый ящик (коробку, поднос). Вместо ящика для игр с песком можно приспособить старый и отслуживший поднос с высокими бортиками или неглубокий таз, блюдо. Песок для игр может быть любым: речным, морским, его можно купить в зоомагазине или даже заменить на манную крупу. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок нужно просеять, промыть и прокалить в духовке. Вам также понадобится вода для смачивания песка. Материалы и предметы, используемые для игры: - вода, сито для песка, формочки, фигурки людей и животных; сказочные герои: добрые и злые.
Все игры в песочной терапии делятся на 3 направления:
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко: Вредных детей нет в стране – Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок – мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?! Чтоб запомнить и дружить! Варианты игры с песком «Необыкновенные следы» «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). «Песочные строители» Предложите ребенку построить (нарисовать пальчиком) домики для игрушек: Например, колобку нужен дом круглой формы, жирафу — прямоугольной формы, а бегемот хочет жить в квадратном доме... Где же нарисовать домик? Колобок хочет жить в правом верхнем углу песочницы! и т.д. «Песочные прятки» «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: "Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки». Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно. «Кто к нам приходил» Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные / горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания: игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания. «Лабиринт» Слепите или нарисуйте в песке лабиринт. У входа в лабиринт расположите игрушку-героя, которому необходимо пройти лабиринт, у выхода — награду за прохождение: игрушечное угощение, клад или другого персонажа. И вперёд — на штурм лабиринта! Начинайте с самых простых лабиринтов с одним или двумя прямыми тупиками и, по мере освоения игры, увеличивайте количество ответвлений, проходов и тупиков. Лепите лабиринт вместе или предложите малышу сделать лабиринт для мамы, который она, конечно, пройдёт с большим трудом! «Нарисуй по точкам» Знакомую многим игру можно провести и в песочнице. Разровняйте песок и нарисуйте игровое поле из точек прямо на нём. Затем покажите образец, который нужно повторить (образец вы можете напечатать или нарисовать рядом в песке). Предложите повторить рисунок. В младшем возрасте лучше использовать простые рисунки: елочки, домик с крышей, постепенно увеличивая сложность. Для детей постарше можно убирать схему после ознакомления и соединять точки в картинку по памяти. Правила для родителей в игре:
Уважаемые родители, организуя игру с песком, помните! В ходе организации игры необходимо находить адекватные возможностям вашего ребенка приемы игровой деятельности. Попытки сразу установить контакт либо навязать определенные виды деятельности без учета доступного этому ребенку уровня коммуникации (общения) могут создать атмосферу непонимания. Поэтому поначалу не должно быть никаких речевых инструкций, ребенку предоставляется полная свобода. Далее активное включение взрослого в деятельность, что дает ребенку понять преимущества совместной работы со взрослым.
|