В чем польза образовательной кинезиологии.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные физические упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Кинезиологические упражнения способствуют:
- Развитию межполушарного взаимодействия (позволяют гармонизировать работу левого и правого полушарий);
- Развитию памяти, внимания, речи, мышления;
- Развитию мелкой моторики;
- Стрессоустойчивости организма;
- Позитивному личностному росту;
- Улучшению равновесия и координации;
- Формированию у детей навыков самостоятельности;
- Восстановлению работоспособности и продуктивности;
- Реализации своего внутреннего потенциала;
- Расширению поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое тело;
- Перспективному формированию учебных навыков и умений;
Рекомендации для результативности работы:
- Занятия можно проводить в любое время (ежедневно, без пропусков!);
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
- Требуется точное выполнение движений и приемов;
- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
- Упражнения можно проводить в виде физкультминуток;
- Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 – 10 до 20 – 35 минут в день;
- Каждое упражнение выполняются по 1 – 2 минуте;
- Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании;
- Если предполагается интенсивная умственная нагрузка, то перед работой лучше провести комплекс кинезиологических упражнений (это поможет активизировать работу мозга);
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Большинство людей выполняют ежедневные физические действия «удобной» рукой. Следует попробовать самим и предложить ребенку причесаться сегодня, почистить зубы, достать предметы, попробовать нарисовать что-то или даже написать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга.
Начиная с раннего возраста детей лучше учить пальчиковым играм от простого к сложному. После того как пальчиковые игры освоены, можно переходить к кинезиологическим упражнениям. Все упражнения ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно (по памяти).
Упражнения выполняются сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе (на усложнение).
Некоторые кинезиологические упражнения, которые я использую в работе с дошкольниками (они будут полезны людям любого возраста):
- «Колечко», средний, безымянный, мизинец. Сначала правой, затем левой рукой отдельно, в последствии одновременно двумя руками.
- «Кошка». Последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
- «Ладушки-оладушки». Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена положения рук со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».
- «Лягушка» (Кулак-ребро-ладонь). Последовательно сменять три положения руки на плоскости. Ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром, ладонь на плоскости (8-10 повторений). Сначала правой рукой, затем левой, затем – двумя руками вместе. Команду можно проговаривать вслух или «про себя».
- «Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение обеих рук.
- «Зеркальное рисование». Перед вами на столе лежит чистый лист бумаги, возьмите по карандашу в каждую руку. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, (начинать лучше с круга, затем квадрат, прямоугольник и т.д., постепенно переходя на изображение более сложных предметов. Главное, чтобы «художник» смотрел во время «рисования» на свою руку).
- «Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за мочку противоположного уха, т.е. за мочку левого уха. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
- «Поглаживание живота и постукивание по макушке». Первая часть упражнения — это поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. Затем, постучите левой ладошкой по макушке, с целью легкими шлепками повысить свои умственные способности. Обращаем свое внимание на то, чтобы движения были прямыми сверху вниз и наоборот.
Решающим будет третий шаг: комбинация обоих движений. При этом обращаем внимание на то, чтобы не перепутать движения: правой рукой вращаем по животу, а левой слегка пошлепываем себя по голове сверху вниз.
После того как эти движения закрепились и выполняются правильно, можно поменять руки. Это упражнение направлено на развитие координации.
Как известно, фундамент здоровья человека закладывается с детства. И если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми, необходимо поддерживать у них потребность в движении и физических нагрузках. Кинезиологическая гимнастика поможет привить детям интерес к здоровому образу жизни, и обеспечит гармоничное развитие дошкольника.
|