«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. “Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений” (В.А.Сухомлинский). Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования. Основные проблемы обеспечения преемственности связаны с недостаточностью целенаправленного формирова¬ния таких универсальных учебных действий, как коммуника¬тивные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические.
Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей остротой ставят задачу целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».
Психолого-педагогические условия по организации усвоения системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного и начального общего образования. 1. Соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения. 2. Соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов через организацию их межличностного общения. 3. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности. Проведение занятий с учетом принципа соответствия формы занятий ведущему виду деятельности - игре. Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для пропедевтики произвольности; игра «в школу». 4. Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям (ученикам, воспитанникам). 5. Для достижения эффективности в обучении дошкольников и младших школьников необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже неверный. 6. Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим. 7. Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать, запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.). 8. Обеспечение выполнения таких учебных действий как: восприятие инструкций; планирование деятельности, умение выполнять задание до конца; оценка действий на основе совместной деятельности - педагог, ученик, воспитанник. 9. Применение заданий, способствующих развитию познавательных функций: внимание; память; мышление. 10. Применение различные формы организации учебной деятельности с целью развития коммуникативных умений, работа парами; работа по подгруппам. Предоставление ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств, сочетание игровой, учебной, продуктивной и других видов деятельности. 11. Активизация любознательности и инициативность детей: – умение задавать вопросы; – высказывание собственных суждений; – умение делать простые практические выводы. 12. Организация условий для партнерского сотрудничества детей и педагогов. 13. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности. 14. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
Преемственность в формирования универсальных учебных действий при переходе со ступени дошкольного образования на ступень начального общего образования и их значение для дальнейшего обучения
Универсальные учебные действия
Ступень дошкольного образования (предшкола) Личностные: - самоопределение, смыслообразование. Познавательные логические: классификация Познавательные знаково-символические Регулятивные: -выделение и сохранение цели заданной в виде образца - продукта действия, -ориентация на образец и правило выполнения действия, - оценка. Коммуникативные: как умение вступать сотрудничество. Коммуникативные: как общение.
Школа 1 ступени обучения: Личностные действия: - смыслообразование, смыслоопределение, регулятивные действия. Познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные. Коммуникативные (речевые), регулятивные соотносить собственную позицию с позицией партнеров. Коммуникативные, регулятивные.
Результаты развития универсальных учебных действий
Ступень дошкольного образования (предшкола): Формирование внутренней позиции школьника. Овладение понятием сохранения (на примере дискретного множества). Различение символов/знаков и замещаемой предметной действи-тельности. Умение произвольно регулиро¬вать поведение и деятельность: построение предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом. Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и меж-личностном взаимодействии. Развитие коммуникации как общения и кооперации со взрослым и сверстником. Развитие планирующей и регулирующей функции речи.
Школа 1 ступени обучения: Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Развитие основ гражданской идентичности. Формирование рефлексивной адекватной самооценки. Функционально - структурная сформированность учебной дея-тельности. Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Формирование внутреннего пла¬на действия. Развитие рефлексии — осознания учащимся содержания, последовательности и основания действий.
Значение универсальных учебных действий
Для обучения в 1 классе: Формирование адекватной мотивации учебной деятельности. Обеспечение предпосылок формирования числа на основе овладения сохранением дискретного множества как условия освоения математики. Формирование предпосылок успешности овладения чтением (грамотой) и письмом; усвоения математики, родного языка; умения решать математические, лингвистические и другие задачи; понимание условных изображений в любых учебных предметах. Формирование умения организо¬вывать и выполнять учебную де-ятельность в сотрудничестве с учителем. Овладение эталонами обобщен¬ных способов действий, научных понятий (в русском языке, мате¬матике) и предметной, продук¬тивной деятельности (в технологии, изобразительном искусстве и др.). Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Осознание содержания своих действий и усвоение учебного содержания.
Таким образом, необходимо обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
|