«Формирование произвольности в дошкольном возрасте» |
Психология | |||
Автор: Кудреватых Андрей Юрьевич | |||
07.11.2020 18:24 | |||
«Формирование произвольности в дошкольном возрасте» Формирование произвольности в дошкольном возрасте является важнейшей линией всего развития и становления личности ребёнка. Тема произвольного поведения нашла свое отражение в ФГОС ДОО, где в целевых ориентирах прописано, какими качествами должен обладать ребёнок на выходе из детского сада. В рамках подготовки к школьному обучению, термин произвольность рассматривается – как ключевой для определения успешности адаптации ребёнка к условиям обучения в школе. Не смотря, на всеобщую информатизацию, большое количество источников информации, сам термин, его содержание, а самое главное важность и актуальность, так и не раскрыты для современного родителя. А как показывает практика консультирования, именно на этот компонент приходится значительно количество жалоб родителей. Обращаясь к различным источникам, где рассматривается тема развития произвольности, мы можем отметить, что содержание термина связано с такими личностями качествами как: активность, инициативность, самостоятельность, осознанность, решительность, целенаправленность, антиципация.
Из всех определений термина «произвольность» мне ближе всего нравится определение по Л.С. Выготскому: произвольность – это способность ребёнка управлять своей внутренней и внешней деятельностью на основе культурно заданных средств организации своего поведения. Говоря о содержании понятия произвольность, мы должны держать в уме следующие важные составляющие: опосредованность, осознанность, взаимосвязь с таким компонентом, как воля, взаимосвязь и взаимообусловленность с развитием речи ребёнка. Опосредованность в поведении реализуется через наличие сначала внешних опор: правил, знаков, символов, словесной инструкции взрослого, роли в игре, наглядного плана, алгоритма выполнения деятельности, а затем перенос этим внешних опор во внутренний план, формирование ценностей и интересов, которые регулируют активность и поведение ребёнка. Следовательно, если на первых этапах нет этих внешних опор, нет включения взрослого, который сам, является первой и самой значимой опорой и ориентиром в организации поведения и деятельности ребенка, то последующий переход всех норм, ценностей, правил, который должны регулировать жизнедеятельность ребёнка, невозможен. Осознанность раскрывается, через способность ребёнка выйти за пределы себя, посмотреть на свою активность, результаты поведения, деятельности со стороны внешнего независимого наблюдателя. И здесь решающую роль играют внешние опоры, через которые ребёнок может проанализировать, оценить правильность, эффективность, результативность своих действий. Взаимосвязь воли и произвольности: ребёнок, двигаясь к сознательно поставленной цели, вынужден преодолевать сопротивление различных неосознанных импульсов, прилагать усилие воли по преодолению препятствий, контролировать последовательность, точность, своих действий, движений на пути к достижению желаемого результата. На начальных этапах обучения в школе, способность ребёнка подчинятся инструкциям и правилам, действовать в рамках заданного образца, алгоритма является решающей для освоения самого процесса обучения. Но на этом произвольность в своем развитии, как явления в личности ребёнка не заканчивается. Должен произойти переход на новый уровень, когда ребёнок сам, осознанно, с использованием различных средств (дневник, календарь, планировщик, проект, модель) будет выстраивать наиболее удобные ему программы, алгоритмы работы с информацией, организации своего процесса обучения. Это и будет высшей точкой развития произвольности на этапе детства. Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития произвольности у Л. С. Выготского является развитие речевого опосредовования. «С помощью речи в сферу объектов доступных для преобразования ребенком включается его собственное поведение… С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением отнесясь к себе как со стороны рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом...» С точки зрения нейропсихологов произвольность – это самостоятельное планирование, прогнозирование, программирование, целеполагание, контроль за выполнением собственной деятельности, выбор средств, сличение полученного результата с желаемым, коррекция ошибок, произвольное внимание. Недостаток в развитии или игнорирование каждого из этих компонентов ведет к трудностям в произвольном поведении детей. По сути это мишени коррекционной-развивающей работы, как для специалистов, так и для родителей. Выполнение программы всегда связано с достижением результата, но ребёнок в силу возрастных особенностей еще не обладает средствами, чтобы предвидеть и удерживать и зафиксировать этот результат, поэтому роль взрослого в определении критериев успешности, фиксации достижения результата, сличении цели и конечного продукта, является ключевой. Развитие произвольности в дошкольном возрасте определяется действием двух важнейших факторов: морфо-функциональная зрелость, активность (лобные доли) систем мозга ребёнка и востребованность к ребёнку из-вне: внимание, коммуникация запросы взрослых, воспитывающих и образовывающих ребёнка. Поэтому наличие таких неблагоприятных факторов как незрелость, позднее созревание отделов головного мозга, нарушения в работе структур и уровней организации высшей нервной деятельности, травмы, болезни негативно сказываются на становление всех компонентов произвольности. Отсутствие внешне заданных правил, требований, ориентиров и целей для ребёнка, которые формирует ближайшее социальное окружение ведет к тому, что у ребёнка нет ориентиров, нет примера, с которого он мог бы взять пример: как, зачем, почему ему надо себя вести. Второй фактор может быть реализован только через активное участие взрослого в жизни ребёнка. Взрослый является для ребенка не только носителем средств, образцов и способов действия, но и живым олицетворением тех мотивационных, смысловых уровней, которыми ребенок пока не обладает. Ему необходима эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное заражение. Вопрос об оценке уровня сформированности произвольности у дошкольника всегда открыт так, как ребёнок находится в развитии, а компоненты произвольного поведения только собираются в единый конструкт, который должен н раскрыться гораздо позднее. Однако стоит заметить, что большая часть авторов, говоря о диагностике произвольности в дошкольном возрасте, имеют ввиду оценку регулирующей функции в психике ребёнка. Для воспитателя, педагога-психолога, родителя содержание термина «регулирующая функция» может, имеет разное значение и определение, поэтому на практике важно прийти к единому мнению. Ответы на следующие вопросы помогут это сделать:
Условия развинтив и становления произвольности у дошкольников.
Средства развития произвольности у дошкольников.
- метод бесед «зачем учится?»: пожалуй, самым сложным является вопрос мотивации, и обретения смысла в выполнении учебных действий, но он является одни из ключевых. Важно разговорить с ребёнком на тему: смысл обучения, важность знаний, умений в жизни каждого человека. Но суть этих разговоров не в нотациях и объяснениях по принципу «ты должен и все», а поиск личной заинтересованности и эмоционального увлечения, интереса, положительных эмоций от процесса, успехов у самого ребёнка. Важно проводить беседы, так чтобы ребёнку было интересно, и он видел личную заинтересованность взрослого, его живой интерес, видел как знания и умения взрослого помогают ему в его профессиональной и личной жизни. А сам взрослый своим внимание, поддержкой, добрыми позитивными словами отмечал успехи ребёнка, связь между его старанием, интересов и достижениями в конкретных видах деятельности.
- метод «дневник»: показать ребёнку как вести дневник, календарь природы
|