Психологический тренинг для родителей младшей группы «Мы идём в детский сад!» |
Психология | |||
Автор: Зубарева Елена Валерьевна | |||
05.11.2020 00:10 | |||
Психологический тренинг для родителей младшей группы «Мы идём в детский сад!» Зубарева Елена Валерьевна, педагог-психолог КОГОБУ ШОВЗ «Хрусталик» г.Кирова» Цель: повышение психологической компетентности родителей по проблемам взаимодействия с детьми в период адаптации, оптимизация детско-родительских отношений в семьях. Участники: родители воспитанников второй младшей группы. Оборудование: небольшая игрушка, бумага для записей, ручки. Ход встречи Приветствие - Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем рассматривать вопросы адаптации детей к условиям детского сада. Надеюсь, что наша встреча поможет вам разобраться в причинах возникновения проблем в этот период.
Упражнение «Я счастливая мама!» - Вы ещё не все познакомились, чтобы стать немного ближе друг другу, предлагаю немного рассказать о себе. Я передам по кругу игрушку, тот, у кого в руках она окажется, назовёт своё имя, имя своего малыша и продолжит фразу: «Я счастливая (-ый) мама (папа), потому что…» Упражнение-ассоциация «Погружение в детство» Цель: осознание родителями своих эмоций, внутренней тревоги перед детским садом. - Кто главные люди в жизни ребёнка дощкольника? Конечно, родители, поэтому адаптация – это сложный период не только для детей, но и для родителей, для всей семьи. - Займите удобное положение, закройте глаза, дыхание спокойное… Глубокий вдох и медленный выдох... Каждый из вас когда-то был ребенком. Почти все вы ходили в детский сад. Вспомните свои первые детские впечатления о детском саде. - Какой образ возникает у вас, когда вы слышите фразу: «Завтра идём в детский сад!» - Что вы видите, слышите, когда вспоминаете детский сад? - Какая эта фраза на вкус? С каким запахом она ассоциируется? - Какие у вас возникают тактильные ощущения? - Какие разные у всех воспоминания! У кого-то – приятные, у кого-то – не приятные. А сейчас вернёмся в настоящее, вы – взрослые люди, родители. Изменилось ли ваше отношение к детскому саду? Бывает так, что у взрослых людей детские воспоминания вызывают грусть, страх, растерянность. Например, вы хорошо относитесь к детскому саду, готовите к нему ребёнка, но автоматически всплывают неприятные моменты из детсадовского детства, вызывая негативные чувства. Это состояние, тревогу вы транслируете ребёнку. Поэтому очень важно родителям, и особенно мамам, на этапе адаптации позаботиться о своих чувствах, о своём эмоциональном состоянии. Упражнение-размышление «Качества родителей, которые помогают или мешают ребенку в период адаптации». Родителям предлагается на листочках написать по 2 – 3 качества родителей, которые помогают ребенку и мешают во время адаптации. Далее все качества выписываются на демонстрационную доску, и составляется «портреты» родителей, которые способствуют и наоборот препятствуют привыканию ребёнка к детскому саду. По окончании упражнения делается вывод. Мини-лекция «Как остановить истерику?» - Расскажите, какие у вас бывают острые ситуации в общении с детьми во время адаптации? - Ребёнок не хочет, отказывается вставать с кровати, умываться, одеваться. Плачет, когда не получается одеть колготки или что-то разлил, уронил. Хнычет по дороге в детский сад. Жалуется, что хочет спать и есть, у него болит голова, животик и он замёрз. Орёт в раздевалке, упирается, не заходит в группу. Где найти подходящие слова, чтобы остановить истерику, помочь ребёнку и себе справиться с эмоциями? Основной подход гуманной психологии это принятие негативных эмоций ребенка. А что дальше? На мой взгляд, этот вопрос важнее. Как трансформировать его негативную эмоцию и дать основные способы реакции, чтобы помочь ребенку во взрослой жизни? Инструкция для родителей: 1. Принимаем негативную эмоцию и присоединяемся. Понять, почему и зачем ребенок плачет, что он хочет. Установить визуальный (внимательно смотреть на ребенка в глаза) и тактильный (обнять) контакт. Обратить внимание на жесты ребёнка, выражение его лица, взгляд, интонацию и смысл слов. 2. Поддерживаем. Проявить эмпатию: «Я тебя поняла, ты хочешь… Я вижу, ты показываешь…» Позаботиться: «Я могу помочь тебе. Скажи, чем я могу тебе помочь?» Похвалить: «Ты сможешь справиться с этим. Ты уже делал это, у тебя уже получалось…» 3. Устанавливаем правила. Вспомнить, какие есть правила. Установить новое правило. Что принято делать в таких случаях? Четкая инструкция. 4. Обсуждаем способы выхода из ситуации. Что будем делать дальше? Попроси… Предложи… Договорись… 5. Позитивно подкрепляем освоение новой привычки. Уважаемые родители, помните, ребёнку необходима ваша любовь и поддержка! Упражнение «Как помочь ребёнку?» - Посмотрите друг на друга: вы самые любящие, понимающие, заботливые, позитивные, последовательные, терпеливые родители! Вы умеете поддержать своих малышей. Давайте вместе составим рекомендации «Как помочь ребёнку привыкнуть к детскому саду». Родители делятся опытом, обсуждают и составляют рекомендации для успешной адаптации детей. Игра «Встаньте в круг…» - Встаньте в круг те, у кого 1 ребёнок - встаньте в круг те, у кого 2 ребёнка - встаньте в круг те, у кого 3 и более ребёнка. - Вот такой большой и дружный у нас получился круг! А теперь в круге встаньте все: локоть к локтю, плечо к плечу, ладонь к ладони. Взявшись за руки, мы образовали нечто целое – круг, дружный коллектив, большую семью! Всем большое спасибо за внимание и участие!
|