Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ |
Психология | |||
Автор: Конева Гулмира Хамидовна | |||
26.09.2020 20:56 | |||
Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ Авторская разработка Подготовила: Конева Гулмира Хамидовна, Муниципальное автономное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Страна чудес» г. Балаково, Саратовская область 2020 Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ В последнее время все больше публикаций в специальной психолого – педагогической литературе посвящены организации опытно – экспериментальных исследований в дошкольном образовании. Но этих научных трудов и практических выводов еще недостаточно, чтобы в полной мере качественно и эффективно использовать эту технологию в работе с дошкольниками в разных возрастных группах.
Использование экспериментальной деятельности в детском возрасте физиологически обусловлено. С раннего возраста у детей начинает формироваться наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. И именно посредством восприятия окружающей действительности с помощью органов чувств, дети на первых этапах своей жизни получают информацию. Эти исследования являются давно доказанным фактом (Эльконин, Давыдов, Запорожец и др.) Природная любознательность и наблюдательность является важным условием перехода дошкольников к более сложным формам мышления, формированию у них познавательного интереса. В старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование словесно – логической формы мышления. Дети, у которых хорошо были развиты в свое время первоначальные формы мышления, успешнее овладевают и более сложной формой мышления, которая является базой для становления абстрактного, критического мышления в школьные годы. Организуя и проводя эксперимент самостоятельно или совместно со взрослым, дошкольники создают модели (например при исследовании трех агрегатных состояний воды, свойств воздуха, определении свойств материалов «Тонет – не тонет» и т.д.), на этом материале дети получают фактические естественные данные, делают выводы, обобщают результаты, приходят к основаниям по которым можно классифицировать различные объекты. Взрослые помогают им в этом, и перекидывается мостик от конкретных фактов, полученных в процессе экспериментов, к проблемам их использования в жизни человека и значение выявленных закономерностей для охраны и укрепления здоровья людей, сбережения природных ресурсов, обеспечение безопасности для всех живых существ на Земле и т.д. Ученые и практики в области дошкольного образования, выступающие на стороне активного включения опытно – экспериментальной деятельности в образовательный процесс ДОУ, в качестве важных преимуществ выделяют то, что ребенок, действуя с предметами, рассказывает, что он делает, называет объекты, с которыми он взаимодействует и свои действия, а еще учится планировать свою деятельность, прежде чем её осуществить. Ребенок к старшему дошкольному возрасту сначала предполагает результат, а потом проверяет его. Он может объяснить, почему он выбрал именно этот материал, или именно это оборудование, почему остановился именно на определенном способе действий и т.д. Деятельность детского экспериментирования исследуется многими учеными и каждый из них стремиться определить отдельные стороны этой технологии и установить её положительное влияние на развитие определенных сторон личности ребенка – дошкольника. Такие исследования активно проводятся Поддъяковым Н.Н., Поддъяковым А.Н., Куликовской И.Э., Дыбиной О.В., Афанасьевой О.В. и др. Изучив и проанализировав научно – педагогические и психологические исследования, относящиеся к проблеме организации опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ, мы убедились, что ученые и опытные педагоги убеждены в преимуществах практической деятельности в период дошкольного детства и отдают пальму первенства в этом процессе целенаправленной опытно – экспериментальной работе в ДОУ при создании соответствующих педагогических условий и соблюдении педагогами методических рекомендаций по организации и осуществлению этой технологии с учетом возрастных возможностей дошкольников разных возрастных групп. Практическая деятельность дошкольников, носящая исследовательский характер, сопряженная с открытием новых сторон действительности, получении ярких впечатлений имеет важнейшее значение в развитии личности ребенка, в формировании у них познавательных интересов, в интеллектуальном росте, становлении таких качеств ума, как пытливость, логичность, системность, а также у детей будут закладываться основы креативности, уверенности в своих силах. У детей в результате самостоятельного проведения исследования происходит обогащение знаний, расширение кругозора, и в целом осуществляется становление мировоззрения и происходит личностный рост. Исследовательские действия, выполняемые детьми в ходе экспериментов, реализуют познавательную, исследовательскую, ориентировочную функции и тем самым обеспечивают благоприятные условия для выявления качеств, свойств и признаков изучаемых объектов и явлений. В процессе системного планирования и использования экспериментальной деятельности в учебно – воспитательном процессе с детьми дошкольного возраста происходит переход от деятельности по образцу, с большой опорой на показ и словесные инструкции воспитателя, к более самостоятельным и уверенным исследовательским действиям. Практические действия детей постепенно приобретают точность, уверенность. Дети могут осуществить и обосновать выбор необходимых в конкретной ситуации практических действий. В этом проявляется творческий подход и появляется личная заинтересованность предстоящим делом, формируется собственное отношение к выполняемой деятельности. В ходе осуществления эксперимента дети могут столкнуться с непредвиденными трудностями, у них может сразу не получиться задуманное и тогда, они прибегают к импровизации, найти другой способ выхода из проблемной ситуации. В этом, безусловно, проявляется преимущества технологии экспериментальной деятельности и обнаруживается большое влияние на интеллектуально – волевую, эмоционально — потребностную сферы личности воспитанников.
|