Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ
Психология
Автор: Конева Гулмира Хамидовна   
26.09.2020 20:56

Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУПсихолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ

Авторская разработка

Подготовила: Конева Гулмира Хамидовна, Муниципальное автономное образовательное учреждение Центр развития ребенка «Страна чудес» г. Балаково, Саратовская область 2020

Психолого – педагогические основы использования экспериментальной деятельности в образовательном процессе ДОУ

В последнее время все больше публикаций в специальной психолого – педагогической литературе посвящены организации опытно – экспериментальных исследований в дошкольном образовании. Но этих научных трудов и практических выводов еще недостаточно, чтобы в полной мере качественно и эффективно использовать эту технологию в работе с дошкольниками в разных возрастных группах.

 

Использование экспериментальной деятельности в детском возрасте физиологически обусловлено. С раннего возраста у детей начинает формироваться наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. И именно посредством восприятия окружающей действительности с помощью органов чувств, дети на первых этапах своей жизни получают информацию. Эти исследования являются давно доказанным фактом (Эльконин, Давыдов, Запорожец и др.) Природная любознательность и наблюдательность является важным условием перехода дошкольников к более сложным формам мышления, формированию у них познавательного интереса.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное формирование словесно – логической формы мышления. Дети, у которых хорошо были развиты в свое время первоначальные формы мышления, успешнее овладевают и более сложной формой мышления, которая является базой для становления абстрактного, критического мышления в школьные годы. Организуя и проводя эксперимент самостоятельно или совместно со взрослым, дошкольники создают модели (например при исследовании трех агрегатных состояний воды, свойств воздуха, определении свойств материалов «Тонет – не тонет» и т.д.), на этом материале дети получают фактические естественные данные, делают выводы, обобщают результаты, приходят к основаниям по которым можно классифицировать различные объекты. Взрослые помогают им в этом, и перекидывается мостик от конкретных фактов, полученных в процессе экспериментов, к проблемам их использования в жизни человека и значение выявленных закономерностей для охраны и укрепления здоровья людей, сбережения природных ресурсов, обеспечение безопасности для всех живых существ на Земле и т.д.

Ученые и практики в области дошкольного образования, выступающие на стороне активного включения опытно – экспериментальной деятельности в образовательный процесс ДОУ, в качестве важных преимуществ выделяют то, что ребенок, действуя с предметами, рассказывает, что он делает, называет объекты, с которыми он взаимодействует и свои действия, а еще учится планировать свою деятельность, прежде чем её осуществить. Ребенок к старшему дошкольному возрасту сначала предполагает результат, а потом проверяет его. Он может объяснить, почему он выбрал именно этот материал, или именно это оборудование, почему остановился именно на определенном способе действий и т.д.

Деятельность детского экспериментирования исследуется многими учеными и каждый из них стремиться определить отдельные стороны этой технологии и установить её положительное влияние на развитие определенных сторон личности ребенка – дошкольника. Такие исследования активно проводятся Поддъяковым Н.Н., Поддъяковым А.Н., Куликовской И.Э., Дыбиной О.В., Афанасьевой О.В. и др. Изучив и проанализировав научно – педагогические и психологические исследования, относящиеся к проблеме организации опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ, мы убедились, что ученые и опытные педагоги убеждены в преимуществах практической деятельности в период дошкольного детства и отдают пальму первенства в этом процессе целенаправленной опытно – экспериментальной работе в ДОУ при создании соответствующих педагогических условий и соблюдении педагогами методических рекомендаций по организации и осуществлению этой технологии с учетом возрастных возможностей дошкольников разных возрастных групп.

Практическая деятельность дошкольников, носящая исследовательский характер, сопряженная с открытием новых сторон действительности, получении ярких впечатлений имеет важнейшее значение в развитии личности ребенка, в формировании у них познавательных интересов, в интеллектуальном росте, становлении таких качеств ума, как пытливость, логичность, системность, а также у детей будут закладываться основы креативности, уверенности в своих силах. У детей в результате самостоятельного проведения исследования происходит обогащение знаний, расширение кругозора, и в целом осуществляется становление мировоззрения и происходит личностный рост. Исследовательские действия, выполняемые детьми в ходе экспериментов, реализуют познавательную, исследовательскую, ориентировочную функции и тем самым обеспечивают благоприятные условия для выявления качеств, свойств и признаков изучаемых объектов и явлений.

В процессе системного планирования и использования экспериментальной деятельности в учебно – воспитательном процессе с детьми дошкольного возраста происходит переход от деятельности по образцу, с большой опорой на показ и словесные инструкции воспитателя, к более самостоятельным и уверенным исследовательским действиям. Практические действия детей постепенно приобретают точность, уверенность. Дети могут осуществить и обосновать выбор необходимых в конкретной ситуации практических действий. В этом проявляется творческий подход и появляется личная заинтересованность предстоящим делом, формируется собственное отношение к выполняемой деятельности. В ходе осуществления эксперимента дети могут столкнуться с непредвиденными трудностями, у них может сразу не получиться задуманное и тогда, они прибегают к импровизации, найти другой способ выхода из проблемной ситуации. В этом, безусловно, проявляется преимущества технологии экспериментальной деятельности и обнаруживается большое влияние на интеллектуально – волевую, эмоционально — потребностную сферы личности воспитанников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год