Доклад на тему: «Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста» Подготовила педагог- психолог МБДОУ №1 Саватеева С.П. ст.Кущёвская Краснодарского края Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое – отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные, они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Итак, что же такое агрессия?
Скачать конспект
Скачать презентацию
Агрессия– мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Виды агрессии: • физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта; • вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); • прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; • косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топотании ногами, битье кулаками по столу); • инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели; • враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. • стремление занять лидерские позиции; • желание владеть предметом, которым владеют другие дети; • ревность; • замечание или наказание; • чувство голода; • повышенная утомляемость; • скука, желание привлечь к себе внимание; • давление родителей; • впечатлительность, эмоциональная нестабильность; • чувство неполноценности. Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют: • скандалы в семье • применение физической силы во время семейных ссор (драки) • грубое, жестокое обращение с ребенком • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п. • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: «А ты тоже его ударь», «И ты сломай», «А ты что, отнять не можешь?!» Характерные особенности агрессивного поведения ребенка. • Отказывается от коллективной игры. • Слишком говорлив. • Чрезмерно подвижен. • Не понимает чувств и переживаний других детей. • Часто ругается со взрослыми. • Создает конфликтные ситуации. • Перекладывает вину на других. • Суетлив. • Импульсивен. • Часто дерется. • Не может адекватно оценить свое поведение. • Имеет мускульное напряжение. • Часто специально раздражает взрослых. • Мало и беспокойно спит Методические средства в профилактике и преодолении агрессивного поведения детей. • В первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр. • Психогимнастика • Релаксация • Проектное рисование. Система педагогической работы по данному вопросу направлена на снижение проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному. Задачи: • Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей; • Формировать эмоциональное осознание своего поведения ; • Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий , поступков , эмоциональных состояний ; • Формировать социально приемлемые , адекватные способы выражения гнева и агрессивности ; • Развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека; • Развивать коммуникативные стороны общения , обогатить опыт общения навыками конструктивного , адекватного поведения; • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. Реализация системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников проводится по трём направлениям: • работа с детьми (сюжетно- ролевые игры; игровые упражнения, этюды, инсценировки, психогимнастика, танцевальные упражнения, индивидуальные занятия) • работа с родителями (беседы, консультации, родительские собрания, тренинги, рекомендации, индивидуальная работа) • работа с педагогами (беседы, консультации; тренинги, рекомендации, индивидуальная работа, педсоветы, круглые столы, анкетирование)
|