Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать? |
Психология | |||
Автор: Зерцова Юлия Николаевна | |||
04.06.2020 16:17 | |||
Трудности в обучении современных детей. Почему? И что делать? Автор статьи: педагог-психолог МАДОУ д/с «Сказка» г.о. Котельники Зерцова Юлия Николаевна Не для кого сейчас не секрет, что с каждым годом мы — специалисты, встречаемся в работе со сложными детьми: выраженными коммуникативными трудностями, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, аутистическими особенностями, задержкой психического, речевого и моторного развития, алалией и другими нарушениями. И все чаще задаем себе вопрос: в чем же дело? Особенности ли это детей поколения Z и Альфа или причина все-таки в другом? Давайте попробуем объективно посмотреть на ситуацию в целом и поискать первопричины. Начнем, пожалуй, с самого появления ребенка в организме матери. Если мама живет в месте, где безопасная экологическая обстановка, питается правильными продуктами, не имеет «вредных» привычек, соблюдает режим физической активности и эмоциональной нагрузки, то ребенок вынашивается и формируется в идеальных условиях. Но возможно ли соблюсти все эти пункты в условиях большого города? Очень сложно: городской шум, стресс, выхлопы, мамы вынуждены работать до «последнего», отказаться от «вредных» привычек порой сложнее, чем привить новые. Все это никак не оправдывает современных женщин и не заставляет отказываться от идеи материнства, все это заставляет нас, специалистов, искать потом объяснения на частые родительские вопросы: «А почему мой ребенок не слышит моих просьб?», «Он совсем не хочет читать!», «Пишет как курица лапой», «Не умеет сам ходить в туалет и пользоваться ложкой!», и т.д. Кроме того, медицина сейчас настолько шагнула вперед, что уже не удивляешься, как можно выходить 6-7 месячного малыша. Раньше вынашивание таких детей было невозможно – и это был естественный отбор. Сейчас эти дети живут, но у них наблюдается врожденная гипоксия и ослабленное здоровье, и как следствие проблемы с нейродинамикой, которые влекут за собой трудности в детском саду, а потом и в школе. Родовые травмы, гипоксия, асфиксия, преждевременные роды – все это микротравматизация головного мозга.
Что дальше? Некоторые мамы выходят на работу, едва малышу исполнится 2 месяца, объясняя это исчезновением молока. И считают, что если лактация закончилась, то мама особо ребенку не нужна, доверяя воспитание няням и бабушкам. С точки зрения нейропсихолога это решение — катастрофическая ошибка, если оно не продиктовано суровыми жизненными условиями. Ребенку до трех лет для формирования правильного психического здоровья нужна мама! Тактильный контакт влияет на формирование у ребенка представления о собственном теле, закладывает эмоциональный интеллект и психологическую устойчивость к стрессам. Есть другая крайность: мамы, которые очень увлеклись материнством и особенно ранним развитием своего малыша! Уже с пеленок начинают «пичкать» его всевозможными новинками индустрии раннего развития и опробовать на нем различные методики обучения. Период с 0 до 1,5 лет — это период сенситивного развития, когда ребенок должен чувствовать мир наощупь: кусать, грызть, бить, трогать, щупать, гладить все, что попадается ему на пути. Слушать различные мелодии, шумы, научаться различать голоса животных. Так он исследует мир. Так его мозг формирует первые представления о жизни вокруг. Так формируется правое полушарие мозга, которое впоследствии передаст «бразды правления» левому и поможет «запустить» такую высшую психическую функцию как речь. В это время развиваются предпосылки к крупной моторике: ребенок учится держать головку, переворачиваться, вставать на четвереньки, ползать, делать первые шаги, а это не что иное как изучение пространства. А пространственные функции – это предпосылки к началу формирования математических навыков. Что важно в этом периоде? Главное – это обеспечение физиологических потребностей: здоровый сон и аппетит, прогулки, телесный контакт и общение с мамой. Возраст от 1,5 до 3 лет – это период яркого восприятия речи, пополнение словарного запаса, развитие крупной и мелкой моторики. Развиваются системы чувственного познания, укрепляется психомоторная сфера. В этот период важно адекватно обеспечить самостоятельное передвижение и помочь сформировать гигиенические навыки и навыки самообслуживания. В возрасте от 3 до 4 лет у ребенка развивается уже осознанная речь и понимание собственной мысли. Именно поэтому так важно читать ребенку сказки, интересоваться жизнью ребенка в детском саду, проговаривая все ситуации, иногда по несколько раз на дню, тем самым помогая ребенку овладеть новыми функциями и перейти на следующий этап развития. Для развития крупной моторики подходят игры с мячом, спортивные и любые подвижные игры. Мелкую моторику прекрасно совершенствуют лепка, рисование, конструирование, изготовление поделок из природных материалов. В этом возрасте активно развиваются ассоциативные зоны коры головного мозга, от которых зависит освоение основ грамматических конструкций, а значит активной фразовой речи, пересказа и чтения. Период от 4 до 5 лет знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие. Начинают созревать премоторные отделы головного мозга, которые отвечают за двигательные навыки, а это — основа серийных действий чтения и письма. Некоторые родители уже в таком раннем возрасте начинают готовить ребенка к школе! Что происходит? В этот период активно развивается и доминирует правое полушарие, а родители начинают нагружать левое — учат ребенка писать, читать, сидеть неподвижно за партой. И в результате в 4-5 лет ребенок может читать, но не умеет владеть мячом, вылепить мелкую фигурку или же пользоваться ножницами. Идет неравномерное развитие высших психических функций. Нельзя развивать интеллект в ущерб физическому развитию, поскольку без физического развития не развивается гармонично интеллект! Без развития крупной моторики не развивается мелкая, без развития восприятия не развивается речь. Развитие ребенка должно быть гармоничным и последовательным. А вот наиболее благоприятным периодом для перехода к чтению и письму считается возраст 5-6 лет. Но при этом надо помнить, что игровая деятельность является в дошкольном периоде ведущей! Поэтому знакомство с цифрами и буквами должно проходить исключительно в игровой форме, поскольку трудности в обучении в более позднем возрасте, помимо прочих причин, могут быть обусловлены недостаточностью игрового этапа. Дайте возможность детям играть! Детство – это единственный и неповторимый период в жизни каждого человека, когда в игре закладываются все предпосылки для развития высших психических функция в естественной среде для ребенка. Раньше, когда была так называемая «дворовая субкультура» и дети свободно играли в дворовые игры ( «салки», «казаки-разбойники», «чехарда», «лапта», «вышибалы», «резиночки» и другие), незаметно для них самих происходила самокоррекция возможной дефицитарности за счет активного физического и моторного развития. В наше время дети гуляют либо под присмотром родителей, либо не гуляют вообще. Надо отметить, что в этом возрасте важное значение имеет адекватная сепарация от родителей – нужно постепенно «отпускать» ребенка от себя. При этом обеспечивая познавательное развитие, двигательную активность и понимание границ общения и поведения. Это можем сделать только мы – родители! Следующий период онтогенеза – это 7-12 лет, когда языковые способности вторично достигают пика, а развитие памяти и внимания, а также формирование навыков самоконтроля являются важным моментом в развитии ребенка. Но надо понимать, что в наше время изменился ведущий канал восприятия. Если раньше 3 канала (аудиальный, визуальный и кинестетический) были развиты равномерно: дети слушали радио, наблюдали за природой, играли во дворе используя подручный материал, играли в дворовые игры, лазали по деревьям, помогали родителям по дому, ходили сами в магазин за хлебом. То сейчас доминирующим каналом восприятия стал визуальный: телефоны, телевизоры, электронные смарт-доски в школах! Сейчас технический прогресс настолько плотно вошел в нашу жизнь, что у детей почти и не осталось обязанностей: посуду моет посудомоечная машина, квартиру пылесосит робот-пылесос, еду можно заказать уже готовой. Безусловно, в техническом прогрессе есть свои плюсы, например, освободилась масса времени для других дел, но наши дети просто не знают, как быть с этим временем и просиживают его в гаджетах. И это тоже вполне объяснимо — идет восполнение дефицита общения со сверстниками. Не у каждого ребенка есть возможность выбежать во двор и поиграть с друзьями, в основном сегодняшние родители выбирают школу не по территориальному признаку. Уменьшение двигательной активности неизбежно приводит к увеличению количества детей с избыточной массой тела, а это ведет к росту хронических соматических и сердечно-сосудистых заболеваний. Крайне редко сейчас увидишь ребенка, которому действительно интересно читать! И учителя, и родители удивляются, жалуются, что дети плохо и неохотно берут в руки книги. Чтение – это сложный психический процесс: недостаточно просто видеть букву, мозг должен ее должен распознать и соотнести со звуковой фонемой, а потом еще и верно расшифровать звуко-буквенную информацию. Конечно же, у мало читающего ребенка будут и проблемы с письменной речью. Так действительно ли ребенок не хочет читать? Нет, его мозг физиологически не способен справится с таким потоком информации, потому что в период развития ребенка были определенные «пробелы», которые и привели к определенной дефицитарности некоторых отделов головного мозга. Определить, какие отделы нуждаются в помощи, и скорректировать эту функциональную недостаточность поможет грамотный нейропсихолог. Но иногда необходим комплексный подход нескольких специалистов: невролога, нейропсихолога, логопеда, дефектолога, остеопата и др. И решать эти проблемы нужно как можно раньше в дошкольном возрасте! Психологи отмечают, что сегодня подростки ориентированы прежде всего на себя и скорое удовлетворение своих желаний. Мы часто слышим такую ершистую фразу: «Я никому ничего не должен!» И можно бесконечно спорить о корректности этой фразы, но мы, как нейропсихологи, понимаем, что это не только подчеркивание индивидуальности и дистанцирование от общества, не просто формирование эгоизма как черты характера, а недостаточность волевого компонента и регуляторной функции. Сидячий образ жизни, моторная неловкость, снижение общего тонуса, вялость и апатия, избегание общения у сегодняшних подростков приводят к росту психологических проблем и, как следствие, к стойким трудностям в усвоении учебной программы, а далее и учебе в институте или проблемам с устройством на работу, созданием семьи и т.д. Вот мы и рассмотрели достаточно подробно причины, которые могут приводить к определенным трудностям у ребенка в детском саду и школе. Казалось бы, ну какая разница, ползал ребенок в раннем детстве или нет, а с точки зрения физиологии пробел в этом периоде развития привел к тому, что ребенок банально не может научится, например, беглому чтению. «Что же делать?» — спрашивают специалистов родители. Природу так просто не обманешь! И если знать причины неуспешности ребенка, можно – и нужно! – помочь ему справиться с этой ситуацией. На что важно обратить внимание в этой связи?
|