ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ |
Психология | |||
Автор: Краснокутская С. П., Суркова Т.А., Сенченко И.В. | |||
22.11.2016 17:37 | |||
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ С ОВЗ, ИНВАЛИДНОСТЬЮ Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения. Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей. Деформация позитивного жизненного стереотипа, обусловленная рождением ребенка с отклонениями в развитии, влечет за собой нарушения, которые могут проявляться на социальном, соматическом, психологическом уровнях.
Личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром:
Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство — эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии — «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель) Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, с целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья нами была разработана программа «Сотрудничество». Мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Основными задачами программы по взаимодействию с семьей являются:
Первый этап работы – диагностический. На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи, с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о социальных и психолого-педагогических трудностях. Второй этап – аналитический. На данном этапе проводится переработка и анализ полученной информации. На данном этапе определяем направление взаимодействия с конкретной семьей, выявляем проблемы семьи, ребенка, выбираем адекватные способы и средства помощи. Намечаем пути организации совместной деятельности с семьями воспитывающих детей с ОВЗ. Третий этап – организационно-методический. Этот этап работы включает в себя следующие направления:
Формы организации психолого-педагогической помощи семье. Наглядно-информационные формы работы: Оформление родительских уголков, изготовление памяток, буклетов, консультации и беседы, материал на сайте ДОУ, в раделе «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов». Познавательные и досуговые формы работы: Родительские собрания, круглые столы, психологические игры, упражнения, занятия для родителей, практикумы, решение педагогических ситуаций, совместные мероприятия детей и родителей. Темы групповых консультаций: «Развитие познавательных процессов детей», «Секреты психологического здоровья», «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?», «Особенности детей с ОВЗ», «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка» и др. В результате такой работы: формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, появляется интерес родителей к работе ДОУ, повышается компетентность родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах, возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ.
|