«Метод sand art в развитии речи детей дошкольного возраста» |
Психология | |||
Автор: Ярмусевич Ирина Геннадьевна | |||
24.05.2020 21:12 | |||
«Метод sand art в развитии речи детей дошкольного возраста» Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Лучшая игрушка для детей – это кучка песка». Как педагог-психолог, я многие занятия провожу с применением песка. Это и кинетический и сухой песок. В этом году в нашем детском саду были организованы занятия с песком на световых столах. Sand art — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Этот метод в последнее время привлекает все большее внимание педагогов, помимо создания песочных картин, его применяют в обучении математике, чтению, английскому, каллиграфии и других областях. Я также постоянно ищу новые области применения рисования на песке в педагогике. Наблюдая на занятиях за детьми, я пришла к выводу, что рисование песком на световых столах вызывает неподдельный интерес у детей и повышает мотивацию к любой деятельности с этим материалом. Педагоги знают, что основная часть времени в освоении новых знаний приходиться на закрепление пройденного. При этом зачастую возникает потеря мотивации, так как интерес к новому пропадает, а отработка навыка предполагает многократное повторение похожих заданий. Метод Sand-Art, благодаря своим особенностям, дает возможность педагогу поддерживать интерес к заданиям, так как ребенок, выполняя упражнения на песке, помимо этого взаимодействует с очень интересной для себя субстанцией. В этот момент ребенок одновременно думает над заданием, выполняет движения пальцами и руками, чувствует воздействие песка на кожу и при этом испытывает заинтересованность. Все это в совокупности позволяет задействовать в запоминании несколько видов памяти, что в свою очередь дает возможность более прочно закрепить пройденный материал.
Одной из главных задач в развитии детей дошкольного возраста, является становление и формирование устной речи. Метод Sand-Art также может быть применим в этом направлении. Данный вид деятельности позволяет решить следующие задачи:
Подробнее хотелось бы остановиться на приемах, которые помогают решать вторую задачу на примере занятия по описанию игрушки зайца в детском саду. Усвоение такого описания проходит в два этапа. Первый – непосредственно описание игрушки организуется на занятии в группе, второй для закрепления материала проводится с применением рисования на песке. Ниже представлен отрывок из занятия с пояснениями. Педагог: Ребята, давайте вспомним, какой зверь приходил к нам на занятие в прошлый раз. Дети: К нам на занятие приходил заяц. Педагог: Правильно, вспомните и опишите, какой был заяц? Дети: Заяц был белый, пушистый. У зайца круглая голова. Педагог: Да, голова у зайца круглая. Давайте нарисуем на нашем песочном столе голову зайца. Ставим пальчик на песок в центре стола, раздвигая песок пальцем, рисуем голову зайцу. Описывая зайца, дети рисую его части по показу педагога. Если дети пропускают описание головы, педагог задает вопросы: голова у зайца какая, овальная или круглая? Педагог: Что у зайца есть на голове? Дети: У зайца на голове два длинных уха, на кончиках ушей темные отметины. Рисуем уши пальцами и присыпаем кончики песком Педагог: Что есть у зайца на мордочке? Дети: На мордочке зайца есть глаза, нос и рот. Добавляем в рисунок глаза и нос, рот. Глаза, нос рисуем, выкладывая маленькие кучки песка указательным и большим пальцем. Рот изображаем так, снизу справа и слева от рта выкладываем две маленькие кучки и сдвигаем каждую пальцем вниз до образования полукруга. Педагог: Какие глазки у зайца? Дети: Глаза у зайца круглые, черные. Педагог: На что похожи глазки зайца? Дети: Глаза зайца похожи на бусины, маленькие пуговки Педагог: Какой формы туловище зайца? Педагог: Круглое или овальное? Дети: Туловище зайца овальное. Педагог: Давайте нарисуем нашему зайцу туловище. Раздвигая песок рисуем овал. Педагог: Что находится на теле у зайца? Дети: На теле зайца есть передние лапы, они короткие, а задние длинные, ими заяц отталкивается при прыжке, сзади у него есть хвост. Педагог: Какой у зайца хвост? Дети: У зайца короткий, пушистый. Педагог: Дорисуем зайцу лапы и хвост. (Рисуем лапы и хвост, выдвигая песок из овала тела) На занятии этапы речевой активности сменяются самостоятельной деятельностью детей, в которой дошкольники могут проявить творческую активность и воображение. Рисуя на песке при помощи простых быстрых движений можно закреплять описание любой игрушки. Метод Sand-Art не требует предварительной подготовки, как это происходит в рисовании красками, карандашами. Рисуя песком, дети одним движением пальца, руки создают образ по принципу «света и тени», основная фигура – светлая, фон – темный. В этих занятиях развивается как диалогическая, так и монологическая речь. И еще один прием, на который мне хотелось бы обратить внимание – это проведение пальчиковой гимнастики. Как мы знаем, пальчиковые игры повышают речевую активность ребенка, речь становиться более четкой ритмичной, интонационно правильной. Помимо этого, развивается моторика рук. Хотелось бы представить пальчиковую гимнастику, с использованием песочного рисования. Для младшего возраста (все движения проделываем двумя руками одновременно) Наши алые цветки Насыпаем 2 кучки одновременно из 2 кулаков. Распускают лепестки. Пальцами рисуем лепестки. Ветерок чуть дышит, Сыпем песок из щепотки. Лепестки колышет. Рисуем лепестки волнами. Наши алые цветки Собираем в кучку один Закрывают лепестки, И второй цветок. Головой качают, Ладони движутся вокруг кучек вправо и влево.. Тихо засыпают. Песок убирается вправо. Я обратила внимание, что занятия с песком не требуют от педагога создавать дополнительную мотивацию, даже очень скучный материал, переложенный на песок вызывает у детей большой интерес, а значит активность и направленность познавательных процессов на усвоение знаний.
|