Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Метод sand art в развитии речи детей дошкольного возраста»
Психология
Автор: Ярмусевич Ирина Геннадьевна   
24.05.2020 21:12

«Метод sand art в развитии речи детей дошкольного возраста»«Метод sand art в развитии речи детей дошкольного возраста»

Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Лучшая игрушка для детей – это кучка песка».

Как педагог-психолог, я многие занятия провожу с применением песка. Это и кинетический и сухой песок. В этом году в нашем детском саду были организованы занятия с песком на световых столах. Sand art — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Этот метод в последнее время привлекает все большее внимание педагогов, помимо создания песочных картин, его применяют в обучении математике, чтению, английскому, каллиграфии и других областях. Я также постоянно ищу новые области применения рисования на песке в педагогике. Наблюдая на занятиях за детьми, я пришла к выводу, что рисование песком на световых столах вызывает неподдельный интерес у детей и повышает мотивацию к любой деятельности с этим материалом. Педагоги знают, что основная часть времени в освоении новых знаний приходиться на закрепление пройденного. При этом зачастую возникает потеря мотивации, так как интерес к новому пропадает, а отработка навыка предполагает многократное повторение похожих заданий. Метод Sand-Art, благодаря своим особенностям, дает возможность педагогу поддерживать интерес к заданиям, так как ребенок, выполняя упражнения на песке, помимо этого взаимодействует с очень интересной для себя субстанцией. В этот момент ребенок одновременно думает над заданием, выполняет движения пальцами и руками, чувствует воздействие песка на кожу и при этом испытывает заинтересованность. Все это в совокупности позволяет задействовать в запоминании несколько видов памяти, что в свою очередь дает возможность более прочно закрепить пройденный материал.

 

Скачать конспект

Одной из главных задач в развитии детей дошкольного возраста, является становление и формирование устной речи. Метод Sand-Art также может быть применим в этом направлении.

Данный вид деятельности позволяет решить следующие задачи:

  1. Дети учатся владеть речью как средством общения между людьми;
  2. Активный словарь детей обогащается новыми словами и активизируются уже имеющиеся знания;

Подробнее хотелось бы остановиться на приемах, которые помогают решать вторую задачу на примере занятия по описанию игрушки зайца в детском саду. Усвоение такого описания проходит в два этапа. Первый – непосредственно описание игрушки организуется на занятии в группе, второй для закрепления материала проводится с применением рисования на песке. Ниже представлен отрывок из занятия с пояснениями.

Педагог: Ребята, давайте вспомним, какой зверь приходил к нам на занятие в прошлый раз.

Дети: К нам на занятие приходил заяц.

Педагог: Правильно, вспомните и опишите, какой был заяц?

Дети: Заяц был белый, пушистый. У зайца круглая голова.

Педагог: Да, голова у зайца круглая. Давайте нарисуем на нашем песочном столе голову зайца. Ставим пальчик на песок в центре стола, раздвигая песок пальцем, рисуем голову зайцу.

Описывая зайца, дети рисую его части по показу педагога.

Если дети пропускают описание головы, педагог задает вопросы: голова у зайца какая, овальная или круглая?

Педагог: Что у зайца есть на голове?

Дети: У зайца на голове два длинных уха, на кончиках ушей темные отметины.

Рисуем уши пальцами и присыпаем кончики песком

Педагог: Что есть у зайца на мордочке?

Дети: На мордочке зайца есть глаза, нос и рот.

Добавляем в рисунок глаза и нос, рот. Глаза, нос рисуем, выкладывая маленькие кучки песка указательным и большим пальцем. Рот изображаем так, снизу справа и слева от рта выкладываем две маленькие кучки и сдвигаем каждую пальцем вниз до образования полукруга.

Педагог: Какие глазки у зайца?

Дети: Глаза у зайца круглые, черные.

Педагог: На что похожи глазки зайца?

Дети: Глаза зайца похожи на бусины, маленькие пуговки

Педагог: Какой формы туловище зайца?

Педагог: Круглое или овальное?

Дети: Туловище зайца овальное.

Педагог: Давайте нарисуем нашему зайцу туловище.

Раздвигая песок рисуем овал.

Педагог: Что находится на теле у зайца?

Дети: На теле зайца есть передние лапы, они короткие, а задние длинные, ими заяц отталкивается при прыжке, сзади у него есть хвост.

Педагог: Какой у зайца хвост?

Дети: У зайца короткий, пушистый.

Педагог: Дорисуем зайцу лапы и хвост.

(Рисуем лапы и хвост, выдвигая песок из овала тела)

На занятии этапы речевой активности сменяются самостоятельной деятельностью детей, в которой дошкольники могут проявить творческую активность и воображение.

Рисуя на песке при помощи простых быстрых движений можно закреплять описание любой игрушки. Метод Sand-Art не требует предварительной подготовки, как это происходит в рисовании красками, карандашами. Рисуя песком, дети одним движением пальца, руки создают образ по принципу «света и тени», основная фигура – светлая, фон – темный.

В этих занятиях развивается как диалогическая, так и монологическая речь.

И еще один прием, на который мне хотелось бы обратить внимание – это проведение пальчиковой гимнастики.

Как мы знаем, пальчиковые игры повышают речевую активность ребенка, речь становиться более четкой ритмичной, интонационно правильной. Помимо этого, развивается моторика рук.

Хотелось бы представить пальчиковую гимнастику, с использованием песочного рисования.

Для младшего возраста (все движения проделываем двумя руками одновременно)

Наши алые цветки Насыпаем 2 кучки одновременно из 2 кулаков.

Распускают лепестки. Пальцами рисуем лепестки.

Ветерок чуть дышит, Сыпем песок из щепотки.

Лепестки колышет. Рисуем лепестки волнами.

Наши алые цветки Собираем в кучку один

Закрывают лепестки, И второй цветок.

Головой качают, Ладони движутся вокруг кучек вправо и влево..

Тихо засыпают. Песок убирается вправо.

Я обратила внимание, что занятия с песком не требуют от педагога создавать дополнительную мотивацию, даже очень скучный материал, переложенный на песок вызывает у детей большой интерес, а значит активность и направленность познавательных процессов на усвоение знаний.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год