Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра. |
Психология | |||
Автор: Самсонова Галина Сергеевна | |||
08.02.2020 09:28 | |||
Записки воспитателя о работе с ребенком с расстройством аутистического спектра. Наступил очередной учебный год. Я набрала малышей трех лет. Все хороши, прекрасны, но в группе есть и необычный ребенок… Со случаем раннего детского аутизма, я столкнулась впервые полгода назад, познакомившись с трехлетним Иваном. Очаровательный внешне мальчик, родители считают его нормальным ребенком. Приемы воспитания и обучения, которые с успехом использовались в работе с другими детьми, в этом случае не срабатывали. У Вани были ситуации аффектных вспышек, когда агрессия мальчика обрушивалась на окружающих его детей и взрослых. У меня возник интерес к проблеме раннего детского аутизма, к поискам путей помощи таким детям.
Ребенок страдал. У мальчика была очень тяжелая длительная адаптация, отмечались трудности расставания с мамой. Навыки самообслуживания не были формированы. Я вызвалась помочь, посоветовала обратиться к специалистам. Мы вместе с педагогом-психологом и учителем-логопедом разработали для Вани «Индивидуальный образовательный маршрут», в который включены задачи, формы, методы и приемы работы. А также дидактические игры, которые я сделала для Вани. Например «Крышечки» Работа с аутичным ребенком требует постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания. Можно заранее составить план занятия, но действовать в большинстве случаев приходиться в зависимости от ситуации, желаний и настроения ребенка. Это требует от педагога индивидуального подхода и мобильности – не надо бояться пробовать. На этапе налаживания контакта с Иваном, я не настаиваю на проведении конкретных игр. Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности. Ваня в одинаковой ситуации в разное время может вести себя по-разному. Самые серьезные трудности аутичного ребенка находятся в сфере общения с людьми. Ваня не разговаривает, в игровую деятельность с детьми не вступает, предпочитает настольные игры, иногда катание машин. Не умеет длительно сосредотачиваться на каком-либо деле. Игра представлена серией действий, не объединенных общим сюжетом. В жизни любого ребенка бывают моменты, когда ему остро нужна помощь. Однако не всегда даже взрослый человек может самостоятельно выйти из состояния напряжения. Как же в такой ситуации следует поступать? Готовых рецептов к сожалению нет. Самые замечательные приемы, помогающие в работе с одним ребенком, могут не подействовать в работе с другим. Поэтому мне приходиться постоянно искать и пробовать, соблюдая при этом осторожность. Основным способом психотерапевтической помощи ребенку стало проведение терапевтических игр, цель которых, помочь ребенку достичь состояния психического равновесия. Для этого я использую игры, которые способствуют усидчивости, снятию у ребенка эмоционального напряжения.
Родители ребенка тоже нуждаются в поддержке не меньше самого ребенка. Продолжение следует…
|