Организация работы психолога в группах компенсирующей направленности |
Психология | |||
Автор: Мяснянкина Людмила Михайловна | |||
10.01.2020 18:51 | |||
Организация работы психолога в группах компенсирующей направленности Автор: Мяснянкина Л.М. Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения физического, психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение. В настоящее время в России, в силу целого ряда причин растет число детей с нарушениями речи. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому очень остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Но нельзя забывать, что полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия всех участников воспитательно — образовательного процесса. Каждый из нас, решая свои задачи, определенные образовательными программами, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья. В МАДОУ «Рябинушка» — две группы компенсирующей направленности. Специфика работы в группах для детей с речевыми расстройствами определяется имеющимися у каждого дошкольника ряд особенностей. Как показывает практика, отклонения в речевом развитии влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка: низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности и др. У детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Структура педагогической поддержки, реабилитации во многом зависит от диагноза, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно- ориентированного подхода. Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этой цели возможна только при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в развитии (коррекции) речи и неречевых психических процессов и функций. Деятельность педагога-психолога направлена на:
Такие дети часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционных занятий. Помимо традиционных физкультминуток в организованную деятельность включаются: режим смены поз, кинезиологическая гимнастика, психогимнастика, релаксминутки и др.
Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Применение пальчиковых игр, блоков Дьенеша, палочки Кьюзинера, различные творческие задания с использованием ножниц, пластилина, природного материала, работа с песком позволяют детям не только совершенствовать тонкую моторику, но и повышают интерес к организованной деятельности, создают положительный эмоциональный настрой.
В каждое занятие включаются задание на развитие какого-либо познавательного процесса: «Нелепицы», «Разрезные картинки», «Угадай на ощупь», "Чего нет?", "Что изменилось?", "Что прибавилось?", "Разложи предметы так, как я скажу".
Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Развитию слухового внимания способствует игра, так как она всегда содержит цель и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Благодаря этим играм у детей развиваются определенные качества – целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность. Отгадывание загадок, ребусы, игры: «Доскажи словечко», «Летает – не летает», «Испорченный телефон», «Съедобное – несъедобное», «Придумай конец истории», работа со сказкой и многие другие помогают детям овладеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Зрительно-моторная координация занимает важное место в формировании навыка готовности к письму.
Подвижные игры с правилами, игры на развитие самоконтроля ("Сделай так же", "Конструирование по образцу", "Найди 5 отличий", "Да и нет, не говорите..."), сюжетно-ролевые игры, дидактические игры формируют у детей с речевыми расстройствами волевые усилия, помогают следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявлять ответственность за начатое дело. Ребенок учится сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС.
Упражнения на сплоченность группы; этюды на выражение страха, тревоги, гнева, радости; рисование на различные темы и т. п. помогают детям развивать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя и являются главными условиями для личностного и эмоционального развития ребенка-дошкольника.
Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов и родителей в ДОУ выступают: родительские собрания, совместно организованные праздники, досуги, Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации.
В работе с педагогами я использую консультации, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование. В процессе такого взаимодействия удается сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать стратегии развития детей, имеющих определенные особенности развития. Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога- психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса. Педагог-психолог и учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься диагностикой, всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста. Таким образом, совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса направлена на полноценное проживание детьми всего дошкольного периода и успешный переход на следующую ступень – обучение в школе. Литература.
|