Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы психолога в группах компенсирующей направленности
Психология
Автор: Мяснянкина Людмила Михайловна   
10.01.2020 18:51

Организация работы психолога в группах компенсирующей направленностиОрганизация работы психолога в группах компенсирующей направленности

Автор: Мяснянкина Л.М.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения физического, психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

В настоящее время в России, в силу целого ряда причин растет число детей с нарушениями речи. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы. Поэтому очень остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста с недоразвитием речи.

 

Но нельзя забывать, что полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия всех участников воспитательно — образовательного процесса. Каждый из нас, решая свои задачи, определенные образовательными программами, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

В МАДОУ «Рябинушка» — две группы компенсирующей направленности. Специфика работы в группах для детей с речевыми расстройствами определяется имеющимися у каждого дошкольника ряд особенностей.

Как показывает практика, отклонения в речевом развитии влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка: низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обедненность содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности и др.

У детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Структура педагогической поддержки, реабилитации во многом зависит от диагноза, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно- ориентированного подхода.

Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этой цели возможна только при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в развитии (коррекции) речи и неречевых психических процессов и функций.

Деятельность педагога-психолога направлена на:

  •  создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи:

Такие дети часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционных занятий. Помимо традиционных физкультминуток в организованную деятельность включаются: режим смены поз, кинезиологическая гимнастика, психогимнастика, релаксминутки и др.

  •  совершенствование мелкой моторики:

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Применение пальчиковых игр, блоков Дьенеша, палочки Кьюзинера, различные творческие задания с использованием ножниц, пластилина, природного материала, работа с песком позволяют детям не только совершенствовать тонкую моторику, но и повышают интерес к организованной деятельности, создают положительный эмоциональный настрой.

  • развитие памяти, мышления, восприятия, воображения:

В каждое занятие включаются задание на развитие какого-либо познавательного процесса: «Нелепицы», «Разрезные картинки», «Угадай на ощупь», "Чего нет?", "Что изменилось?", "Что прибавилось?", "Разложи предметы так, как я скажу".

  •  развитие слухового внимания и фонематического слуха:

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Развитию слухового внимания способствует игра, так как она всегда содержит цель и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Благодаря этим играм у детей развиваются определенные качества – целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность.

Отгадывание загадок, ребусы, игры: «Доскажи словечко», «Летает – не летает», «Испорченный телефон», «Съедобное – несъедобное», «Придумай конец истории», работа со сказкой и многие другие помогают детям овладеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

  •  развитие зрительно-моторной координации и графо-моторных навыков:

Зрительно-моторная координация занимает важное место в формировании навыка готовности к письму.

  •  развитие коммуникативных навыков, произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств:

Подвижные игры с правилами, игры на развитие самоконтроля ("Сделай так же", "Конструирование по образцу", "Найди 5 отличий", "Да и нет, не говорите..."), сюжетно-ролевые игры, дидактические игры формируют у детей с речевыми расстройствами волевые усилия, помогают следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, проявлять ответственность за начатое дело.

Ребенок учится сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС.

  •  развитие эмоций:

Упражнения на сплоченность группы; этюды на выражение страха, тревоги, гнева, радости; рисование на различные темы и т. п. помогают детям развивать способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя и являются главными условиями для личностного и эмоционального развития ребенка-дошкольника.

  •  повышение психологической культуры родителей:

Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов и родителей в ДОУ выступают: родительские собрания, совместно организованные праздники, досуги, Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации.

  •  повышение психологической культуры педагогов:

В работе с педагогами я использую консультации, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование. В процессе такого взаимодействия удается сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать стратегии развития детей, имеющих определенные особенности развития.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога- психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса. Педагог-психолог и учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься диагностикой, всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста.

Таким образом, совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса направлена на полноценное проживание детьми всего дошкольного периода и успешный переход на следующую ступень – обучение в школе.

Литература.

  1. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. Изд. 2-е перераб., доп. – М.: ТЦ Сфера, 2009. — 160с.
  2. Арцишевская. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. – Книголюб, 2005. – 64с.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Рисуй, играй, смекай. Детям от 3 до5. М.: Академия развития, 2002. – 31с.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Я учусь общаться и понимать окружающих М.: Академия развития, 2006. – 16с.
  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Развиваем внимание. ООО «Изд-во «Росмен-Пресс», 2003.
  6. Гришечкина Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений. – Ярославль, Академия развития, 2009. — 192с.
  7. Дети в России. 2009: Стат. сб. /ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. – 121 с.
  8. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия: Программа-технология позитивной социализации дошкольников / под общ. ред. С.В. Кривцовой. — М.: Клевер-Медиа-Групп, 2016. — 334с.
  9. Игнатова С.В. Слышу, вижу, ощущаю: рабочая тетрадь по развитию всех видов восприятия у детей 5-6 лет. – М.: Изд-во «Ювента», 2011. – 48 с.
  10. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – ч.1: Формирование зрительно — предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – 184с.
  11. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – ч.2: Формирование элементарного графического навыка.. – 112с.
  12. Князева О., Стеркина Р.Б. Веселые, грустные…: Учебное наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста. – М.: ДиК; Дрофа, 1998. – 24с.
  13. Колесникова Е.В. Слушай, смотри, делай. Рабочая тетрадь №1 для детей 3-5 лет. М.: Академия развития, 2000. – 32с.
  14. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Программа театрально-игровой деятельности, планирование, занятия /авт. -сост. Д.Г. Кайль. –Волгоград: Учитель, 2016. – 131с.
  15. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2000. – 208с.
  16. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 156с.
  17. Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 158с.
  18. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. Вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, с.н. Шаховской. — М.: Владос, 2003.
  19. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2002. -32с.
  20. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2001. – 190с.
  21. Нифонтова О.В. Учим детей разрешать конфликт. –М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
  22. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 192с.
  23. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов н/Д.
  24. Половникова О.К., Черикова Е.П. Я готовлюсь стать учеником. Тетрадь для психологической подготовки ребенка к школе. Часть 1-2. – М.: Интеллект-Центр, 2013. -56с.
  25. Русскова Т.А. Учимся пространственной ориентации. М.: Изд-во Гном и Д, 2000. – 26с.
  26. Синицына Е.И. Умные пальчики. М.: Лист, 1998. -144с.
  27. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 60с.
  28. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения Программно-методическое пособие/ Под общей ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баланс, Изд. Дом РАО, 2004. – 240с.
  29. Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О.В, Хухлаева О.Е. — М.: Академический Проект, 2001. — 224с.
  30. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. – М.: Рольф, 2000. -144с.
  31. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. Альбом дошкольника. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Книголюб, 2001. – 56с.
  32. Фишер Ю. «Все Знайки» — серия рабочих тетрадей многоразового использования для дошкольников. Рабочие тетради № 1,2, 3 «Логика и познание»: Учебное пособие. М.: Изд-во Московского Университета, 2016. -33с.
  33. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. — СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2016. -128с.
  34. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2005. – 175 с.
  35. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками, — Детство-Пресс, 2003. — 384с..
  36. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: изд-во «Ювента», 2011. – 48с.
  37. Юрковская И.Л. Мы идем в школу. Развитие мышления и внимания: Пособие для дошкольников /Авт. -сост. И.Л. Юрковская. – Мн.: ООО «Юнипресс», 2003. – 48с.
  38. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] — URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_173649/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год