Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
Психология
Автор: Голюхова Тамара Николаевна   
29.11.2019 19:44

Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителейФормирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей

Общение с другими детьми – необходимое условие психического развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. Благополучные групповые взаимоотношения – необходимое условие успешного взаимодействия детей, поэтому их нарушения могут негативно сказываться на всем процессе психического развития ребенка. От того, как складываются отношения ребенка с группой, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения (общения) и то, как ребенок будет относиться к окружающему его миру.

 

Скачать конспект

Воспитанники детских домов испытывают значительные трудности в общение не только со взрослыми, но и со сверстниками.

Как правило, дети, растущие в дефиците личностного общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний. Ребенок детского дома не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны – он одновременно требует внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок начинает занимать по отношению к другим негативную позицию, проявляет агрессию по отношению к сверстникам.

Проявление агрессивности – одна из частых проблем в среде детского коллектива. Одной из причин агрессивного поведения ребенка является неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников. Эмоциональная неудовлетворенность ребенка своим положением в группе приводит к тому, что дети находят удовлетворение в причинении боли другому без разбора и без причин. Издеваясь над другими детьми, ябедничая, оскорбляя их словесно или действием, они обретают внутреннее равновесие.

Поэтому важно вовремя выявить детей, имеющих неблагоприятное положение (низкий личностный статус) в структуре групповых взаимоотношений и уровень их агрессивности. Для этих целей мною использовались опросник «Агрессивность» (автор Романов А.А.). и методика изучения взаимоотношений между детьми в группе «Секрет».

Я использовала следующие критерии и показатели выявления уровня агрессии у детей: часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой; часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми; намеренно раздражают окружающих, отказываются выполнять их просьбы; часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках; завистливы и мнительны; часто сердятся и прибегают к дракам.

Результаты по опроснику «Агрессивность» (автор Романов А.А.)

Выраженность агрессии

В результате наблюдений за свободным взаимодействием воспитанников и с помощью опросника «Агрессивность» были выявлены воспитанники с различным уровнем выраженности агрессии. Таких детей было выявлено 42%. Следует отметить, что мальчиков с различным уровнем выраженности агрессии выявлено 58%, девочек – 25%. У детей с неярко выраженной агрессией агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Чаще всего они используют словесную или физическую агрессию в ситуации привлечения внимания или как средство достижения какой-либо конкретной цели. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер. Враждебные действия достаточно быстро сменяются готовностью сотрудничать со сверстниками.

Воспитанники с ярко выраженной агрессией в конфликтных ситуациях игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на свои собственные желания. Они, как правило, не замечают своей агрессивности, их способ представляется им привычным, нормальным и единственно возможным. Как крайний вариант агрессия у таких детей может выступать как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели, они испытывают удовольствие от самих агрессивных действий, которые могут отличаться особой жестокостью и хладнокровием.

Вид агрессии

Сравнительный анализ видов агрессии у мальчиков и девочек показал, что для девочек с разным уровнем выраженности агрессии наиболее характерна словесная (вербальная) агрессия, которая выражалась в жалобах, агрессивных фантазиях, прямых оскорблениях: «толстуха», «нытик» и т.д. У мальчиков наиболее выраженным видом агрессии является физическая агрессия, как косвенная (разрушение продуктов деятельности другого ребенка), так и прямая (дети били сверстников кулаком, толкались и т.д.).

Направленность агрессии

Агрессия у 75% воспитанников направлена на другого: на сверстников, взрослых (педагогов). Менее выражена у детей агрессия, направленная на самого себя. У 14% мальчиков и 17% девочек агрессия, как правило, направлена на предметный (окружающий) мир. Во время вспышек агрессии данные дети били ногами дверь, кидали на пол различные предметы, ломали чужие вещи и т.д.

Способ проявления агрессии

Для девочек наиболее характерен скрытый способ проявления агрессии (67%). Они проявляют агрессию, когда думают, что их не видят другие, особенно взрослые. 71% мальчиков открыто проявляют свою агрессию, как правило, на глазах взрослых и сверстников.

Для выяснения положение агрессивных детей в группе сверстников было проведено социометрическое обследования детей, выделенных нами двух групп, и проведен сравнительный анализ:

  1. группа – воспитанники, не проявляющие агрессию;
  2. группа – воспитанники, с различным уровнем выраженности агрессии.

На основании данных сравнительного анализа результатов, полученных по методике «Секрет», количества выборов у воспитанников определено статусное положение каждого ребенка в группе. Дети распределились по следующим статусным категориям:

Группы 1 группа – воспитанники, не проявляющие агрессию 2 группа – воспитанники, с различным уровнем выраженности агрессии

«предпочитаемые» 16% 10%

«принятые» 55% 38%

«непринятые» 16% 25%

«изолированные» 13% 27%

Число воспитанников, находящихся в благоприятных статусных категориях ( «предпочитаемые» и «принятые») в 1 группе составило 71%, во 2 группе детей с благоприятным социальным статусом значительно меньше – 48%.

Число воспитанников, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях ( «непринятые» и «изолированные») во 2 группе с различным уровнем выраженности агрессии составило 52%, в 1 группе (дети, не проявляющие агрессию) детей с неблагоприятным социальным статусом 29%, что на 23% ниже, чем во 2 группе.

Следует отметить, что «изолированных» детей во 2 группе больше на 14%, что говорит о том, что воспитанники предпочитают тех сверстников, которые удовлетворяют их потребность в общении. Если же какие-либо причины препятствуют такому взаимодействию (а дети данной группы в общении проявляют агрессию), значимость партнера снижается.

На основе анализа за поведением воспитанников мною были выделены следующие причины агрессии в общении со сверстниками: стремление привлечь к себе внимание сверстника; стремление быть главным; защита и месть.

Наблюдения показали, что дети, проявляющие агрессию, не удовлетворены своим статусным положением в группе, и вследствие этого агрессия, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием направляется ими на сверстников.

Полученные результаты свидетельствовали о том, что неудовлетворенность ребенка своим социальным статусом в группе сверстников является одной из причин появления агрессивных реакций. Достаточно большое количество детей с непопулярным статусом свидетельствовало о необходимости работы с воспитанниками по обеспечению позитивной динамики их статусов, улучшении межличностных отношений.

В течение года мною проводилась работа для повышения статуса «непринятых» и «изолированных» воспитанников, с детьми всей группы проводилась работа по обучению эффективным способам общения.

Поскольку одним из главных условий, обеспечивающих динамику статусов, улучшение межличностных отношений является организация разнообразных форм групповых деятельностей, мною организовывались с детьми различные виды деятельности (игровая, трудовая, практические занятия по социально-бытовой ориентации и т.д.). При этом я старалась создать такие условия, при которых бы от детей требовалось перераспределение обязанностей, и у них была возможность раскрытия и реализации личностных возможностей. Создание таких условий давало детям возможности найти ту деятельность, в которой они были достаточно успешны, что повышало их значимость в глазах сверстников, изменяло отношение к ним других детей.

Для повышения неблагоприятного статуса воспитанников я использовала прием «отсвет от звезды». Я поручала одному из лидеров в сотрудничестве с низкостатусным какое-либо задание. Это задание они выполняли вместе, и часть успеха от выполненного задания доставалась ребенку с низким статусом.

С целью повышения статуса воспитанников я использовала также такой прием как информирование сверстников об успехах ребенка в какой-либо внешкольной, внеучебной деятельности.

Достаточно широко мною использовались интерактивные игры на сплочение, сотрудничество, снятие конфликтности, обучение эффективным способам общения. Главное место занимали упражнения и игры, помогающие воспитанникам детского дома освоить приемлемые способы общения с окружающими, развить интерес к своему внутреннему миру и эмоциям других людей, познакомиться со способами разрядки гнева в приемлемой форме. Игровые занятия позволяли детям получить опыт доверия к окружающим в благоприятной эмоциональной атмосфере. В работу включались воспитанники из других групп, которые могли продемонстрировать конструктивные навыки общения и служить примером. Игровая форма занятий была интересна для всех детей. Широко использовалась разыгрывание ситуаций, когда детям предлагалось, используя мягкие игрушки, разыграть ситуацию, придумав для нее окончание. Также предлагались ситуации из реальной жизни детей. Им давалась возможность обыграть ситуацию и понять, для чего нужно брать тайм-аут, как важно останавливаться, чтобы успокоиться, подумать, не обидеть сверстников, предлагались различные способы неагрессивного поведения и разрешения конфликтных ситуаций.

Вторичная диагностика межличностных отношений и уровня агрессивности проводилась в конце года.

По результатам вторичной диагностики были получены следующие данные:

Выраженность агрессии

Выраженность агрессии Результаты первичной диагностики Результаты вторичной диагностики

Агрессия не выражена 58 58

Неярко выраженная агрессия 19 23

Ярко выраженная агрессия 23 19

Количественный и качественный анализ полученных результатов показали положительную динамику, произошедшую после специально организованной работы: уменьшилось количество воспитанников, у которых были выявлены агрессивные тенденции в поведении.

Распределение воспитанников по статусным категориям

Группы Результаты первичной диагностики Результаты вторичной диагностики

1 группа – воспитанники, не проявляющие агрессию 2 группа – воспитанники, с различным уровнем выраженности агрессии 1 группа – воспитанники, не проявляющие агрессию 2 группа – воспитанники, с различным уровнем выраженности агрессии

«предпочитаемые» 16% 10% 16% 10%

«принятые» 55% 38% 63 40

«непринятые» 16% 25% 13 29

«изолированные» 13% 27% 8 21

Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики свидетельствует о том, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения в структуре взаимоотношений воспитанников, их социометрических статусов. Увеличилось количество детей, имеющих благоприятный социометрический статус, уменьшилось количество детей с неблагоприятным статусом.

Для более глубокой положительной динамики требуется длительное время. Поэтому необходима дальнейшая работа с воспитанниками по коррекции агрессивного поведения, изменения их статуса на более благоприятный.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год