Роль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников. |
Психология | |||
Автор: Кунаковская Екатерина Владимировна | |||
21.09.2019 10:38 | |||
Роль сказок в профилактике и коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников. Автор: Кунаковская Е.В. Сказка является действенным методом при работе с дошкольниками. Она даёт возможность естественного общения взрослого и ребёнка. Работа со сказкой учит меня владеть двумя языками: метафорическим и психологическим. В сказке я могу ненавязчиво и эффективно влиять на поведение ребёнка, способствуя вырабатыванию и закреплению у него здоровых (правильных, социально-приемлемых) черт поведения. Сказка хороша как для групповых занятий, так и индивидуальных. В своей работе я использую сказки для формирования и коррекции эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, профилактики жадности и зависти, коррекции страхов, развития речевых навыков и многого другого. В моей рабочей программе «Лучик», рассчитанной на 4-5, 5-6 и 6-7 лет, работа со сказкой проводится с детьми 5-6 лет, но элементы её я всегда использую в работе со всеми возрастными группами. Программа составлена на основе программ О.Н. Саранской «Давайте дружить», В. Кротова: Сказочная педагогика: «Жадность и зависть», А.А. Лопатиной, В.М. Скребцовой: «Воспитание нравственных качеств у детей». Помимо этого, занятия всегда дополняются, перестраиваются под уровень психологического развития моих воспитанников.
В 4-5 лет – работа направлена на формирование коммуникативных навыков, произвольности поведения. В 5-6 лет – на развитие речевых навыков. В 6-7 лет – на развитие нравственных качеств. Для работы со сказкой я использую маски, шапочки, кукол, надеваемых на руку, пупсов. Часто, предметы-заместители – камушки, палочки, бусинки, цветочки (в общем всё, что попадается под руку). Большое подспорье – световая песочница. В общем, работа со сказкой запускает полёт фантазии не только у детей, но и у меня!!! Издревле сказка – традиционный инструмент, который даёт детям модель поведения, возможность, хоть на минутку, спрятаться от всего мира и побыть тем, кем он хочет быть и там, где он хочет быть. Сказка даёт возможность ребёнку «примерить» на себя роль любого персонажа и через него (анонимно) показать свои опасения, страхи, задать волнующие вопросы, отработать модели поведения и получить на них реакцию, научиться эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. В процессе проигрывания сказки, фантазирования ребёнок получает огромную эмоциональную и физическую разрядку. К тому же, сказка – прекрасный способ посмотреть на себя со стороны. Сказка позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, и наряду с этим, увидеть пути их решения. Сказка для ребёнка – это не только фантазия и вымысел, но и особая реальность, которая позволяет ему осваивать сложные явления и чувства жизни в доступной для его понимания форме. Для меня же, сказка даёт огромное количество информации о эмоциональном фоне ребёнка, его страхах и опасениях, сильных и слабых сторонах. В сказке можно найти ключик к решению практически любой проблемы. Таким образом, работая со сказкой я решаю широкий ряд проблем, возникающих у дошкольников.
|