Пирамида Маслоу как система формирования психоэмоционального благополучия дошкольника |
Психология | |||
Автор: Летуновская Светлана Валерьевна | |||
24.05.2019 06:54 | |||
Пирамида Маслоу как система формирования психоэмоционального благополучия дошкольника Автор: Летуновская Светлана Валерьевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Рябинушка» г. Мичуринска, Тамбовкой области Среди проблем всестороннего развития личности ребёнка, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Эмоциональное развитие дошкольника — это важнейший процесс, который оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка. Родителями и педагогами создается определенная атмосфера общения в семье и в ДОУ, где происходит процесс активного становления личности. Принятие личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка способствует гармоничному и эмоциональному развитию дошкольника. Явное отвержение ведет к агрессивности и эмоциональному недоразвитию, которые могут впоследствии выражаться в антисоциальных поступках и действиях. В первую очередь в семье формируются ценные ориентиры и мировоззрение.
Директивные действия взрослых блокируют у ребенка эмоциональное самовыражение, что приводит к неврозам и неадекватным формам поведения. Накопление проблем в воспитании оборачивается проявлением защитных форм поведения: агрессивности, пассивности, эгоизма. Дети конфликтны со сверстниками, недисциплинированны, демонстративны, грубы в отношениях с окружающими. Взрослые не всегда придают значение переживаниям и ощущениям детей. В основном они озабочены развитием их интеллекта, умственных способностей, познавательной сферы. Современному ребенку, живущему в условиях стрессогенности нынешней жизни, требуются для нормального развития дополнительные силы, чтобы избежать психологических и эмоциональных расстройств и нарушений. Родителям необходимо управлять собственной эмоционально-чувственной сферой, а также проявлять внимание и чуткость к области телесных ощущений в самочувствии и поведении ребенка. Задача – педагога, взрослого помочь ребенку — дошкольнику войти в этот сложный процесс социально-эмоциональных отношений, сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих. Поэтому важно то, какую социальную норму внушает взрослый ребенку и в каком стиле ее сообщает; какую эмоцию вкладывает в это сообщение; каким языком говорит об этой эмоции и говорит ли вообще; какой жанр своего родительского поведения транслирует ребенку (разговорный, телесный), насколько он безопасен для развития ребенка. Общеизвестно: дошкольный возраст период наиболее стремительного физического и психического развития, период первоначального формирования физических и психических качеств, столь необходимых человеку в течение всей последующей жизни. Обычно образ детства рисуют через привычные характеристики: развитие речи, сенсомоторику, познавательные процессы, социальные умения. Но динамику развития личности нельзя представить без, становления ее потребностей, мотивов, направленности. Для этого обратимся к пирамиде потребностей, разработанной А.Маслоу. Что предположил Маслоу? Все потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета, или доминирования. Те, что расположены внизу, должны быть удовлетворены, более или менее, до того, как индивид осознает наличие потребности более высокого порядка. Так, самыми сильными и неотложными считаются Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, физической активности, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции). Неудовлетворенность физиологического уровня вызывает у ребенка негативные эмоции — от тихого плача до громкого крика. Второй уровень в пирамиде потребностей — в безопасности и защите, в организации стабильности, в законе и порядке. В предсказуемости событий, в свободе от таких угроз, как болезнь, страх и хаос. Именно дети раннего дошкольного возраста испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если вдруг меняется обстановка. Доказательства тому трудности адаптационного периода при зачислении в ДОУ, при поступлении в школу. В этих случаях определенный гарант удовлетворения потребностей в безопасности стабильность окружающей обстановки (в семье, ДОУ), порядок, определенный режим. Если в окружении ребенка отсутствует режим и дисциплина, он, не чувствуя себя защищенным от внешней среды, начинает искать более стабильную жизненную территорию (из детского сада стремится домой и, наоборот, из дома рвется к бабушке). Если родители ничем не ограничивают ребенка, то он растет вне «маяков» стабильности, вне позитивной зависимости от внешней среды. Ссоры взрослых, физические оскорбления, разлука, развод это тоже факторы, нарушающие необходимое для ребенка ощущение безопасности, поскольку окружение в его понимании становится непредсказуемым, ненадежным. Отсюда неуправляемость в поведении, импульсивность, гиперактивность, озлобленность, тревожность, астеничность. Могут появиться трудности во взаимодействии с другими детьми. Ощущение благополучия и безопасности зависит от окружающей среды, от помощи взрослых и минимальной возможности самозащиты. Наблюдения показывают: эмоциональный комфорт ребенка напрямую связан с потребностью ощущать любовь и с приятием его окружающими людьми — не только близкими взрослыми, но и сверстниками. Детство — период активного развертывания растущего человека, его личностного «вызревания» протекает при непосредственном взаимодействии со взрослыми (родителями, воспитателями и др.). В этом процессе «стыкуются» важные индивидуальные и социальные установки ребенка, среди которых приоритетной становится потребность признания и любви как проявление и утверждении себя среди окружающих. Для дошкольников значимо на просто доброжелательное внимание взрослых и сотрудничество — им важно уважение со стороны, взаимопонимание и сопереживание. Однако для совместного решения специфических задач, которые ребенок не хочет или не может решить со взрослым, необходим и личностно значимый сверстник. Чем старше становится ребенок, тем большую роль начинает играть такой аспект социально-эмоционального развития, как овладение формами и нормами общественных отношений. И это означает, что дошкольник начинает осваивать следующий уровень пирамиды потребностей по Маслоу уважения и самоуважения. Возникает стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества при нормальном воспитании вырастает потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность. Вот почему так важно помнить, что негативный опыт общения в ряде случаев не побуждает, а отвращает ребенка от стремления утвердить себя в мире человеческих отношений. Более того, факт этот может привести к возникновению защитных механизмов — «стены» между ребенком и человеческим миром, «слепоты по отношению к окружающему миру». В то же время конструктивное общение со взрослыми и сверстниками дает ему возможность осознать свое Я, поскольку происходит становление Я-концепции. При благоприятных условиях воспитания – доброжелательном отношении взрослых и сверстников удовлетворяется потребность ребенка в одобрении, признании, положительной оценке. С каждым годом, по мере взросления ребенок становится все более самостоятельным, независимым от взрослых — обогащается его социальный опыт. усложняются взаимоотношения с окружающими. Это позволяет ему более полно осознавать себя, свои достоинства и недостатки. К 5 годам малыш может оценить свой поступок — с точки зрения его последствий — в адрес другого человека и самого себя. Ему уже понятен смысл рассуждения: «Если я сделаю плохо другому, будет грустно и неприятно и ему, и мне; если я поступлю хорошо — нам обоим будет радостно». У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек. Процессу личностного осознания способствуют как оценка со стороны, так и самооценка. На протяжении дошкольного детства самооценка, оценочные суждения о себе становятся все более полными, детальными, развернутыми. Теперь ребенок способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих ( «Меня любят: играют со мной, дают игрушки, угощают»). В старшем дошкольном возрасте он все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональное состояние. Возрастает самостоятельность и критичность оценки и самооценки. Ребенок обращает внимание прежде всего на те качества и особенности поведения, которые чаще всего оценивают окружающие и от которых зависит его положение в группе. Он оценивает прежде всего других, нежели себя. Отсюда создаются предпосылки для формирования потребности в самоактуализации, т.е. быть в мире с самим собой, быть тем, кем можешь быть, быть верным своей природе. Как правило, самооценка дошкольника завышена, это своеобразный механизм личностной защиты в тех случаях, когда его с кем-то сравнивают. Очень важно понимать: ребенку необходима похвала, положительная оценка взрослого. Обсуждая поведение ребенка, целесообразно оценивать не его личность в целом ( «хороший», «добрый», «ленивый» и т.д.), а конкретные действия и поступки, сравнивать достижения и поступки с его собственными успехами и неудачами, а не с достижениями других. Суть в том, что, если ребенок воспитан в безопасной, дружеской, заботливой атмосфере, он стремится стать настолько хорошим, насколько позволяют его способности, его природа. Наказание и поощрение в эмоциональном развитии дошкольника В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты методы эмоционального развития, как поощрение и наказание. Поощрением называют выражение положительной оценки действий детей. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ребенка, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло ребенка остальным членам общества. Оно должно быть справедливым и. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки детей, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ребенка. Это сильнодействующий метод. Ошибку взрослых в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение детей. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным. Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией. Фрустрация – это эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному, в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход или найдена замещающая цель. Привычные способы разрешения фрустрирующей ситуации определяют возникающие при этом эмоции. Часть повторяющееся в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других – агрессивность, завистливость, озлобленность. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности – у других. Поощрение и наказание формируют у детей дошкольного возраста умение правильно оценивать свое поведение. Список литературы
|