Краткосрочный игровой проект — развитие эмоциональной сферы |
Психология | |||
Автор: Семенцова О.Е. Лескина С.А. | |||
28.04.2019 07:10 | |||
Краткосрочный игровой проект — развитие эмоциональной сферы Вторая младшая группа. Подготовили и провели:
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. Но, к сожалению, в наше время взрослые направляют все свои усилия в первую очередь, на развитие интеллектуальной сферы ребёнка, забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь, о том, что обеднённая эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. Однако как справедливо указывали
Л.С. Выготский, А.В. Запорежец, только согласование функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». Сама по себе эмоциональная сфера не складывается — её необходимо формировать. Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение. Это высказывание не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности обучения и воспитания, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Изучением эмоциональной сферы человека занимались многие исследователи. Физиологи, психологи разрабатывали теории эмоций (Ч. Дарвин, У. Джемс, К. Ланге, У. Кеннон, П. Бард, Д.О. Хеббу, Л.Фестингер, С. Шехтер, П.В. Симонов). Психологом К. Изардом были выделены основные эмоциональные состояния. Эмоция — это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха поля. Многие психологи занимались исследованием развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста (Запорожец А.В., Неверович Я. З., Кошелева А.Д., Кулагина И.Ю., Минаева В.М. и др.) По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Эта деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния. За основу бралась классификация эмоций К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. Театрализованная деятельность успешно используется для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса). Использование пиктограмм, способствует усвоению детьми графического изображения вышеперечисленных эмоциональных состояний, что является предпосылкой развития у детей умение — видеть эмоциональное состояние окружающих людей Работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна, так как эмоции играют важную роль в жизни детей, поэтому я решила взять эту тему для своего проекта под названием. Цель проекта: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через совместную игровую деятельность педагога – психолога, воспитателей и детей второй младшей группы. Развитие коммуникативных способностей дошкольников по средствам игровой деятельности. Задачи проекта: расширить знание детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения; обогатить словарь детей за счет слов, обозначающих различные чувства, эмоции, настроения; дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова) развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния; способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческим) познакомить детей с многообразием окружающего мира через образы, звуки, музыку. развить коммуникативные способности – умение общаться с другими людьми. создать условия для развития творческой активности детей. Ожидаемый результат по проекту: дети научатся понимать своё и окружающих людей эмоциональное состояние; будут иметь представление о способах выражения собственных эмоций; смогут управлять своими эмоциями и чувствами. Проект способствует снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии, воображения, творческих способностей, а, главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми. Время реализации проекта: март – май. Участники программы — дошкольники второй младшей группы, оптимальное количество детей в группе 8-10 человек. Занятие проводится в кабинете психолога, 2 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 15-20 минут. 1. Драматизация русской народной сказки «Теремок». Задачи:
Список литературы.
|