Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста. |
Психология | |||
Автор: Скитневская Любовь Юрьевна | |||
31.03.2019 20:02 | |||
Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста. Скитневская Любовь Юрьевна воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 91» «Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья, поэтому так важно использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Одной из них является песочная терапия. Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Приятный на ощупь песок, дает возможность по — настоящему расслабится, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходят сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека. Песок можно заменить крупами (манка, пшено).
Помимо формирования эмоциональной сферы, происходит развитие и психических процессов. Таким образом, во-первых, само по себе взаимодействие с песком развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику, что напрямую взаимосвязано с речью. Во-вторых, обучение в песочнице происходит с удовольствием и приносит ребенку позитивные эмоции. Ребенку хочется узнавать что-то новое. Формируются произвольное внимание, память, воображение. В-третьих, способствует развитию всех познавательных функций ребенка. Предлагаю несколько вариантов игровых упражнений, в которых прослеживаются разные цели и задачи. «Отпечатки наших рук» Цель: развитие тактильных ощущений, понимание обращенной речи, совершенствование мелкой моторики. Ход:
«Художник» Цель: развитие воображения, совершенствование мелкой моторики. Ход: на песке нарисована фигура. Ребенку нужно подумать, на что она похожа и дорисовать ее. «Дождь» Цель: координация речи и движения мелкой моторики пальцев рук. Ход: изображать на песке картинки по тексту. Капля раз, капля два. Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. «Угадай на ощупь» Цель: развитие мышления, мелкой моторики, тактильного восприятия. Ход: ребенок отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. «Песочный круг» Цель: снижение психофизического напряжения. Ход: пальцами нарисуйте с ребенком круги: самый большой, внутри поменьше, еще меньше ― и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь пусть ребенок украшает круги разными предметами: камешками, монетами, пуговицами, ракушками. Обязательно в конце ребенок должен дать название своему кругу и рассказать о нем свою историю. «Карта острова сокровищ» Цель: умение ориентироваться на плане-схеме, учить рисовать карты-схемы, развивать воображение, творческое мышление, сенсорное восприятие. Ход: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет клад на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятан клад, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает клад, следуя карте-схеме. Играйте и фантазируйте!
|