Формирование ребенка 6-7 лет как личности. |
Психология | |||
Автор: Кудрявцева Елена Алексеевна | |||
26.12.2016 12:09 | |||
Формирование ребенка 6-7 лет как личности. Девиз этого возраста: «Я есть то, что могу сделать и то, что могу научиться делать». У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется, прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умении и навыков. Завершается формирование правого полушария и межполушарных связей между полушариями. В результате складывается межполушарная симметрия. Формируется функция пространственного анализа и синтеза чувство тела, соотношение частей и целого, метрические представления (ближе/дальше, шире/уже, больше/меньше и т.п.), координатные представления (вверху/внизу, лево/право), квазипространственные представления (в/на, над/под, за/перед). Вы заметите у детей повышенную активность, расторможенность.
Поэтому важно:
завязывать шнурки, застегивать пуговицы, протирать пыль, месить тесто. Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающие за программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата (режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование узоров). На основе создается внутреннее пространство интеллекта. В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Формируются элементы произвольности внимания и памяти достаточные для того чтобы ребенок мог обучаться в школе (концентрация на определенном виде деятельности, наличие словесной инструкции). Способность к такой концентрации создается социальным окружением, в том числе в сюжетно-ролевой игре.
Способность к моделированию: дети могут работать со схемами, с графическим планом местности. В этом возрасте ребёнок делает в волевом развитии большой шаг вперёд: начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. У ребенка начинает формироваться со взрослым такой тип общения как внеситуативно — личностное. Взрослый привлекает ребенка не только как источник знаний о социальных явлениях, но и как уникальная личность, со всеми своими свойствами и отношениями. Такой тип общения позволяет ребенку обсудить:
Взрослый в таком обсуждении выступает как компетентный судья, с которым ребенок стремится согласовать свое отношение к окружающему, добиться общности взглядов и оценок. Старший дошкольник нуждается в одобрении и положительной оценке взрослого. Но для него особенно важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других людей). У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. При организации совместных игр используют договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Если ребёнок не умеет вступать в диалог, о чем-то попросить (высказать свою просьбу, желание, попроситься в игру), то сейчас ещё есть время перед школой научить его этому. Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Процитирую известного психолога В.С. Мухину: «Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!» Что поможет подготовиться к школе?
внимание, вместе читать;
увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.
он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.
|