Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку» |
Психология | |||
Автор: Чувашова Анна Викторовна Шульгина Елена Владимировна | |||
26.01.2019 02:58 | |||
Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку» Автор:
Воспитатели БДОУ г. Омска "Детский сад №236" г. Омск Цель: обучать родителей приемам работы со сказкой для использования их в условиях семейного воспитания. Задачи:
Методическое и техническое оборудование: Мультимедиа, ТСО, миски с жидкостью из крахмала и воды, акриловые краски по бумаге, зубочистки, влажные салфетки. Ход проведения: Теоретическая часть Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер — класс по сказкотерапии «Путешествие в сказку!» Что такое сказка? Важны ли сказки для ребенка? Общее мнение родителей: сказки взывают к светлым созидательным сторонам души человека.
Воспитатель: Я хочу вам рассказать сказку о сказкотерапии. Сказка о сказкотерапии. В некотором царстве, в детском государстве жила — была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее. Но пришли «другие времена». Дети выросли и в их жизни появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер с различными стрелялками. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся злыми, тела осунувшимися, а глаза унылыми. Дети совершенно перестали слушаться родителей, уважать взрослых, играть во дворе со сверстниками. А если родители старались отвлечь их от этих модных игрушек. Сразу же их любимые детки превращались в страшных человечков и их общение заканчивалось чаще всего слезами и криками. И никто не знал как им помочь… Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… Это моя детская сказка. Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…». И о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить — лекарство для детской души найдено! Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Чаще всего сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:
Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Это использование волшебных предметов: волшебная свеча, волшебный клубочек, волшебная палочка, волшебная шкатулка, волшебная книга, проговаривание волшебных заклинаний. Практическая часть Наша работа будет проходить по принципу игры-путешествия, что поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии. Уважаемые родители я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку… Приветствие. Сегодня наше путешествие я хочу начать с того, что каждый участник по кругу назовет своё имя, а затем своего любимого сказочного героя. Приветствие: «Здравствуйте, меня зовут…» Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел. Сегодня ночью ко мне прилетела Фея снов, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам, слово в слово. СКАЗКА На одной сказочной поляне жила – была Фея цветов. И росли у неё прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался. Подползет Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание… И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар. Но однажды, случилось несчастье! Узнала про эти «чудо — цветы» злая колдунья. И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы. Но Фея Цветов отказалась помогать злой колдунье. Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья. «Если ты отказываешься исполнять мои желания» — сказала она. «Тогда твои цветы больше не смогут помочь никому» — и она произнесла свое страшное заклинание…В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы… - Вот какая произошла грустная история! - А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми? А как мы можем им помочь? (родители выдвигают гипотезы) Воспитатель: У меня есть волшебные краски… Эти краски живые. Вы рисовали когда-нибудь живыми красками? И с их помощью мы сможем оживить Чудесные цветы. Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку… Ритуал «входа» в сказку Воспитатель: Проводит нас в сказку волшебная свеча. Огонь может творить чудеса: если смотреть на него, не отрываясь, то перенесёшься куда захочешь! Но для начала мы должны её зажечь. Для этого мы должны произнести волшебное заклинание – «Раз – два – три – волшебная свеча гори! Сказочная музыка превращение - Ну вот, мы и в сказке. Тихим голосом, поблагодарите волшебную свечу. Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть цветам волшебную силу. Сейчас мы проживем следующий этап – это решение проблемы. И наша с вами задача — расколдовать волшебные цветы. - Но злая колдунья забросала тропинку огромными и тяжелыми камнями. Что же нам делать? Ответы родителей - Правильно нам нужно убрать их с дороги, освободить путь. Психогимнастика «Тяжелый камень» - Молодцы! Мы и освободили путь лишь благодаря тому, что работали с вами дружно. А теперь самое главное — рисование живыми красками (На столах приготовлены миски с жидкостью из крахмала и воды, акриловые краски по бумаги, зубочистки, влажные салфетки) - Колдунья спрятала чудесные цветы. Но когда волшебная краска попадет в миску, они оживут. Видео «Цветы моего сердца» под музыку Шри Чинмоя Воспитатель: Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Мы настоящие добрые волшебники. Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность… Развивающий элементы самосознания. - Я вам предлагаю напоследок побывать в сказочном саду, послушать, как весело радуются маленькие феи, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание. Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир! Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству! - Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется! Ритуал «выхода из сказки» И вот настало время — возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились. - Но для того чтобы вернуться мы должны погасить волшебную свечу. Раз – два – три – свеча не гори! Заключительный этап – рефлексия. - Вот мы и вернулись в зал. - Сейчас мы будем передавать свечу, и расскажем, какие чувства мы испытывали в процессе путешествия, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить. (передаем свечу по кругу) - Уважаемые родители, мне было с вами приятно сотрудничать. Благодарю за внимание и участие!
|