Статья «Раннее выявление детей с РАС в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие с родителями» |
Психология | |||
Автор: Геркова Ольга Романовна | |||
05.12.2018 14:31 | |||
Статья «Раннее выявление детей с РАС в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие с родителями» Автор: Педагог-психолог Геркова Ольга Романовна, МБДОУ №77 «Аистенок», г.о. Мытищи. В России проблеме аутизма практически не уделялось внимания раньше, да и на данный момент не многие понимают, что это за диагноз, чем именно отличаются дети с аутизмом, и откуда он берется? Вопросов много, многие из них пока без четкого ответа, а между тем- количество детей с симптомами аутизма увеличивается в последние годы очень быстро. По последним данным каждый 67 ребенок имеет расстройство аутистического спектра (РАС). Именно такой аббревиатурой РАС принято в настоящее время обозначать симптомы аутизма. Это понятие более широкое, и включает в себя множество одновременно схожих и в то же время разных симптомов. Так что же такое аутизм?
Аутизм- это не болезнь, это нарушение развития, которое влияет на восприятие окружающего мира и на взаимоотношения с другими людьми. Это пожизненное нарушение развития. Оно не лечится, совсем вылечить аутизм нельзя. Но можно скорректировать поведенческие симптомы и помочь человеку адаптироваться к жизни среди людей. Чем раньше начинается коррекция, тем выше шансы на успешную адаптацию и на смягчение симптомов. Первые признаки РАС проявляются у детей в возрасте от года до 1,5 лет. Когда я разговариваю с родителями детей, у которых подозревается РАС, — все они говорят похожие фразы вроде "Примерно в 1,3, в 1,5 года мы заметили, что с ребенком ЧТО-ТО НЕ ТО" Часто бывает, что родители не подозревают о нарушенном развитии у ребенка. Иногда маме кажется, что ребенок отличается в поведении от других детей, но «добрые» родственники и врачи успокаивают родителей, уверяя, что все дети разные и развиваются по-разному. И предлагают подождать, пока само все наладится. Это самая большая ошибка. Ждать нельзя. Именно в случае с аутизмом- ранняя диагностика и дальнейшая коррекция могут помочь родителям наладить контакт с ребенком, и способствовать в дальнейшем успешной адаптации ребенка в обществе. Когда в детский сад приходят малыши- наша задача как педагогов обратить пристальное внимание на каждого ребенка, и заметить имеющиеся нарушения. Конечно, первый человек, которому воспитатель скажет о своих опасениях относительно поведения конкретного ребенка- это психолог дошкольного учреждения. И я все же советую не делать каких-либо выводов ДО завершения процесса адаптации. Потому что это всегда стресс для детей, и даже у детей с нормальным развитием поведение сильно меняется в период адаптации. Единственный момент, который может насторожить воспитателя- это безэмоциональность ребенка, когда малыш ни разу не плакал при расставании с родителями, когда он не радуется приходу мамы, и когда ему как будто все равно где он- дома или в детском саду. Да, эти дети отличаются от других детей с нормальным развитием. Как же проявляется аутизм в раннем возрасте, и какие симптомы могут насторожить маму и педагогов детского сада?? Рисунок 1. Основные признаки для детей до 2-3 лет (они могут быть очень разнообразные, проявляться все вместе или по отдельности):
Другие возможные симптомы описаны на рисунке 2. Рисунок 2. Немного об истории, откуда берется это расстройство. Термин "аутизм" был введен в 1910 году Эйгеном Блейлером, швейцарским психиатром, при описании шизофрении. В основе термина лежит греческое слово "autos", что обозначает- сам. Тем самым слово подчеркивает уход в свой собственный мир. Современное значение аутизм приобрел в 1938 году, после использования термина "аутистичные психопаты" Гансом Аспергером в лекции по детской психологии в Венском университете. Аспергер изучил одно из расстройств аутизма, которое впоследствии получило название "синдром Аспергера". Широкое распространение, как самостоятельное заболевание синдром Аспергера приобрел в 1981 году. В 1943 году Лео Каннер привнес в современное понимание слово "аутизм", описывая сходные черты поведения исследуемых детей. Именно Каннер впервые употребил понятие "ранний детский аутизм". И многие симптомы, которые он описал, используются и в настоящее время для характеристики детей с аутизмом. Диагностика аутизма. Диагноз аутизм может поставить только психиатр, а заподозрить должен врач первичного звена, тот который видит ребенка с самого рождения и может оценить его развитие, то есть семейный врач, педиатр или невролог. Специальных анализов на аутизм нет, ЭЭГ и УЗИ ничего не покажут. Диагноз ставится только по внешним проявлениям в поведении ребенка. Есть определенные тесты, основанные опять же на комплексе внешних симптомов. Эти тесты для самодиагностики родителей и для специалистов, которые наблюдают ребенка. Это в первую очередь интернет-ресурс аутизм-тест. рф. На, что еще следует обратить внимание при диагностике аутизма?
Яркость и многогранность проявлений указывает на глубину поражения психики. Причины аутизма в настоящее время вызывают много дискуссий. Причинами аутизма считаются (предположительно!) следующие факторы:
Перечисленные причины являются только предположительными факторами воздействия, которые провоцируют возникновения аутизма. Болезнь до конца не изучена и поэтому врачи не могут сказать точно, что вызывает эту болезнь и как ее лечить. Методы лечения, которые точно помогут каждому ребенку с аутизмом, до сих пор не разработаны. Существуют методы психотерапевтической коррекции, поведенческая терапия, различные сенсорные методики, используются специальные диеты и БАД. Но ни один метод коррекции не помогает 100% всем детям с РАС. Одно точно можно сказать- все методы коррекции, если их начать использовать как можно раньше, регулярно, и интенсивно, под контролем специалистов, — дают очень хороший коррекционный результат. Именно в этой ситуации промедление недопустимо, ждать нельзя. Необходимо начинать действовать как можно раньше. Куда в первую очередь обратиться родителям, если они заподозрили, что у ребенка может быть аутизм? Основная организация помощи родителям и специалистам- это Федеральный Ресурсный Центр "Аутизм"- autism-frc. ru. В центре проводятся обучающие семинары и вебинары для родителей и педагогов, есть диагностический центр, на базе этого центра работает школа и группа кратковременного пребывания для дошкольников. Главный в России информационный портал об аутизме- ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ АУТИЗМА В РОССИИ (фонд "Выход") outfund. ru На сайтах вышеуказанных центров есть информация по учреждениям, куда родители могут обратиться за помощью. Список учреждений я опубликую в конце статьи. Взаимодействие с родителями- вопрос очень непростой. И заслуживает отдельного разговора. Но если коротко- алгоритм взаимодействия с родителями ребенка, у которого мы подозреваем РАС, — в нашем детском саду такой:
|