Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать» Автор(ы): Шведовская А.А.
Изучением особенностей семейного воспитания и разработкой критериев выделения различных типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Д. Браумрид, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.Я. Варга и др.) [1,2,4, 5>. Одним из важнейших компонентов процесса воспитания в семье является деятельностная сторона детско-родительского взаимодействия. Реализация детско-родительского взаимодействия включает в себя активно-действенную позицию не только самого родителя, но и ребенка по отношению к родителю.
Активно-действенная позиция ребенка отражается в ориентирующем образе детско-родительских отношений у ребенка. Образ детско-родительских отношений у ребенка носит регулирующий, контролирующий, направляющий характер в построении тактики взаимодействия с родителями [3>. В настоящее время представляется недостаточно изученной проблема формирования у ребенка образа детско-родительских отношений и соотнесения особенностей этого образа с реализацией реального взаимоотношения с родителями. Проведенное нами исследование[1> было посвящено изучению особенностей структуры детско-родительского взаимодействия в дошкольном возрасте. С целью изучения реального взаимодействия использовалась методика «Пробы на совместную деятельность» [3> в 75 диадах «ребенок—мать» (150 респондентов). Исследование проводилось в шести детских дошкольных учреждениях г. Москвы. Возраст детей — от 4;6 до 6; 11 лет. Методика «Пробы на совместную деятельность» направлена на диагностику особенностей системы детско-родительских отношений (когнитивного и эмоционального компонентов взаимодействия). В качестве стимульного материала может использоваться конструктор, мозаика, кубики. К материалу прилагается образец, по которому необходимо выполнить задание (рисунок того, что должно получиться из кубиков, мозаики и т.д.). К участию во взаимодействии приглашается одновременно родитель и ребенок. Им предлагается выполнить задание — составить фигуру по образцу. Психолог предлагает участникам самостоятельно распределить роли. Родителю и ребенку дается возможность самим выбрать, кто из них будет объяснять по картинке, а кто собирать из мозаики, кубиков и т.п. Далее картинка-образец дается одному из участников (второй его не видит). Конструктивным материалом может пользоваться только другой участник. Тот, кто выбрал роль руководящего, должен объяснить, каким образом необходимо действовать для того, чтобы получилась требуемая фигура. При этом запрещается давать описание конечного результата («у тебя должна получиться матрешка») или использовать название предметов, на которые данная фигура похожа («надо сделать что-то, похожее на грибок»). Следуя указанным ограничениям, ведущий, осуществляющий руководство, вынужден в своих инструкциях пользоваться лишь объяснениями того, что нужно делать, чтобы получить требуемый результат. В протоколе наблюдения фиксируется, кто взял на себя роль ведущего, а кто — ведомого, а также характер реализации этих ролей. Для этого подробно и последовательно фиксируются все высказывания и действия родителя и ребенка. Действия родителя и ребенка при дальнейшей интерпретации оцениваются по 12 показателям: I. Когнитивно-деятельностный компонент взаимодействия. 1.Лидерство — распределение ролей «ведущий—ведомый». 2.Целенаправленность и последовательность руководства. 3.Особенности предъявления инструкции. 4.Ориентация на действия партнера. 5.Особенности контроля. 6.Особенности оценивания. 7.Особенности принятия руководства ведомым. II. Эмоциональный компонент взаимодействия. 1.Стремление к взаимодействию. 2.Дистанция при взаимодействии. 3.Эмоциональное принятие—отвержение. 4.Отношения защиты-обвинения. 5.Эмоциональные проявления. При анализе особенностей реагирования родителя и ребенка на успех и неудачу специальное внимание следует уделить степени согласованности поведения родителя и ребенка. Возможны варианты полной и частичной комплементарности, а также некомплементарности реагирования партнеров. В последнем случае можно говорить о низкой степени взаимопонимания партнеров, конфликтности и дисгармоничности родительско-детских отношений. В нашем исследовании мы оценивали следующие показатели деятельностного и эмоционального компонентов диадического взаимодействия родителя и ребенка: 1.характер руководства деятельностью партнера; 2.особенности контроля и оценивания действий партнера; 3.особенности принятия руководства ведомым; 4.стремление партнеров к взаимодействию; 5.характер установления дистанции при взаимодействии; 6.степень эмоционального принятия—отвержения партнера по взаимодействию. Использование кластерного анализа результатов пробы на совместную деятельность методом К-средних позволило выделить пять различных групп детско-родительских диад, различающихся по выделенным показателям взаимодействия. Сопоставление групп между собой с использованием U-критерия Манна-Уитни показало, что выделенные группы значимо различаются по определенным переменным деятельностного и эмоционального компонентов взаимодействия (уровень значимости р ≤ 0,05). По критерию соотношения делового и эмоционального компонентов взаимодействия со стороны родителя и со стороны ребенка нами была построена эмпирическая типология взаимодействия в родительско-детской диаде. Типология включает в себя следующие типы взаимодействия: конфликтный, гармоничный, дистантный и авторитарный, который в свою очередь делится на два типа, условно названные нами «Родитель—диктатор» и «Ребенок—диктатор». Приведем краткую характеристику каждого из выделенных типов. 1. КОНФЛИКТНЫЙ ТИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Особенности позиции партнеров по взаимодействию: родитель — авторитарный, доминирующий; ребенок — эгоцентричный, активный.
Характер диадического взаимодействия: несогласованность «Мы». ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В конфликтной диаде наблюдается активная борьба за лидерство во взаимодействии как со стороны родителя, так и со стороны ребенка. Ребенок в ситуациях и ведомого, и ведущего отстаивает свое первенство. Например, по сравнению с дистантным родителем, конфликтный родитель на активность ребенка отвечает собственной активностью. Но если по объективным причинам конфликтный родитель находится в ситуации ведомого и вынужден следовать за ребенком для достижения результата, то он так же склонен к отстранению от взаимодействия, как и дистантный родитель, или проявляет негативизм к просьбам и указаниям ребенка. При этом в ситуации конфликтного взаимодействия родитель склонен к переоценке возможностей ребенка, что не свойственно дистантному родителю.
Взаимодействие в конфликтной диаде отличается особой напряженностью. Ребенок активно вмешивается в деятельность родителя. Это действует дестабилизирующе на планирование действий родителем. Осуществление руководства со стороны родителя характеризуется выраженной непоследовательностью, неадекватностью и фрагментарностью указаний. Родитель априори считает, что ребенок понимает его требования и инструкции. Такую же модель предъявления инструкции использует и ребенок. При этом он, скорее, пытается сам выполнить действия за родителя, чем что-то разъяснить или показать.
Конфликтный родитель не ориентирован на оказание своевременной помощи ребенку. Родитель контролирует ребенка преимущественно по итоговым результатам действий, не осуществляя пошаговый контроль, предпочитает использовать критику, высмеивание, постановку «диагноза». Такой способ руководства и контроля со стороны родителя не позволяет ребенку эффективно и адекватно корректировать собственные действия, и ребенок предпочитает игнорировать замечания и инициативу взрослого.
Ребенок демонстрирует широкий спектр протестных форм принятия руководства со стороны родителя, формально выполняя указания взрослого, оспаривая его требования, отказываясь от выполнения требований взрослого и проявляя к взрослому негативизм.
И родитель, и ребенок склонны к игнорированию состояния партнера по взаимодействию. В объективно складывающейся ситуации неуспеха деятельности и родитель, и ребенок негативно оценивают действия партнера. При этом родитель склонен перекладывать на ребенка ответственность за неудачу. Родитель к тому же использует такие формы оценивания, как наклеивание «ярлыков» и предваряющую оценку.
Из-за внутреннего напряжения в диаде партнеры не стремятся к инициированию или поддержанию контакта и на бездействие партнера отвечают собственным бездействием. Родитель констатирует потерю контакта.
С эмоциональной стороны родитель демонстрирует часто возникающие раздражительность, злорадство, холодность по отношению к ребенку и избегает телесного контакта. Ребенок со своей стороны также демонстрирует ответное раздражение. 2. ГАРМОНИЧНЫЙ ТИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Особенности позиции партнеров по взаимодействию: родитель — демократичный, принимающий; ребенок — инициативный, «слушающий». Характер диадического взаимодействия: комплементарное «Мы». ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ При гармоничном взаимодействии наблюдается взаимопонимание и согласованность позиций в детско-родительской диаде. Распределение ролей между ребенком и родителем комплементарно и адекватно содержанию деятельности. Когда родитель выступает в роли «ведущего», ребенок принимает и не оспаривает его руководство, и наоборот, инициатива ребенка принимается родителем.
Родитель осуществляет руководство деятельностью ребенка последовательно и предъявляет требования в понятной для ребенка форме. Родитель ориентирован на оказание помощи ребенку в трудных ситуациях, при этом не стремясь выполнить действия за ребенка. Контроль носит содержательный характер. Со стороны обоих партнеров оценка результатов действий носит адекватный характер.
Деловое сотрудничество строится родителем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. У обоих партнеров по взаимодействию есть желание поддерживать контакт, в том числе и телесный. Родитель использует местоимение «Мы» при взаимодействии и обращается к ребенку по имени. Как со стороны ребенка, так и со стороны родителя наблюдаются проявления эмоционального принятия и симпатии. Родитель не обвиняет ребенка в неудачах, пытаясь конструктивно разрешать трудности и демонстрируя ценностное отношение к нему. В ситуации успеха—неуспеха со стороны ребенка и со стороны родителя наблюдаются адекватные эмоциональные проявления. 3. ДИСТАНТНЫЙ ТИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Особенности позиции партнеров по взаимодействию: родитель - отстраненный, холодный; ребенок — инициативный, «слушающий».
Характер диадического взаимодействия: взаимодействие «рядом». ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Отстраненный родитель предпочитает руководить взаимодействием. Так ему легче в своих целях манипулировать ребенком. Ребенок данную ситуацию принимает, не демонстрируя активной борьбы за лидерство.
Отстраненному родителю свойственно переоценивать возможности ребенка. Такой родитель не ориентируется на действия ребенка и игнорирует его эмоциональное состояние.
В случае, когда ребенок не справляется с заданием, родителю проще выполнить действия за ребенка, чем что-то разъяснить или оказать ему помощь. При этом родитель склонен негативно оценивать действия ребенка и ответственность за неудачу возлагать на ребенка.
В осуществлении контроля промежуточный результат действий ребенка родителем не фиксируется. В правильности или неправильности своих действий ребенок может сориентироваться только после получения окончательного результата, что не позволяет ребенку осуществлять своевременную эффективную коррекцию своих действий. Но, по сравнению с конфликтным типом, при дистантном взаимодействии нет ярко выраженного напряжения в отношениях. Это позволяет ребенку быть более успешным в выполнении действий.
В случае, когда ребенку необходимо быть «ведущим» во взаимодействии, родитель действует формально и безынициативно, с легко возникающим отказом от выполнения указаний ребенка и игнорированием его замечаний. При этом инициатива и настойчивость ребенка вызывает у родителя эмоциональный дискомфорт.
Если ребенок прекращает действовать, родитель уходит от взаимодействия и не делает попыток к его активизации. Наибольшее неблагополучие, по сравнению с другими типами, проявляется в эмоциональной стороне взаимодействия. Наблюдается избегание телесного контакта в детско-родительской диаде. Со стороны родителя — отсутствие сопереживания, холодность. Реакции родителя при неуспехе: акцентирование неудач, критика, раздражение, уничижение личности ребенка; при успехе — достаточно безразличное отношение. Для родителя неуспех значимо дискомфортен, а успех воспринимается как само собой разумеющееся. 4. РОДИТЕЛЬ-ДИКТАТОР Особенности позиции партнеров по взаимодействию: родитель — авторитарный; ребенок — принимающий, пассивный. Характер диадического взаимодействия: диктат — подчинение. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Авторитарный родитель активно захватывает лидерство и в ситуации ведомого и в ситуации ведущего. Он склонен переоценивать возможности ребенка и демонстрирует отсутствие сопереживания к нему. Выраженной борьбы и конфликтности во взаимодействии нет. Распределение ролей принимается обоими участниками взаимодействия. По сравнению с дистантным родителем, у авторитарного более выражена непоследовательность руководства. Родитель стремится поддержать взаимодействие и активизировать ребенка, но использует при этом неконструктивные способы, например, констатацию потери контакта, что приводит к еще большему отвлечению ребенка. Родитель оценивает ребенка позитивно и ориентируется на его состояние. Оценка действий ребенка адекватна результатам. Резкие негативные эмоциональные проявления при таком диадическом взаимодействии не выражены. В этой диаде ребенок испытывает тревогу при неуспехе. 5. РЕБЕНОК-ДИКТАТОР Особенности позиции партнеров по взаимодействию: родитель — потворствующий; ребенок — эгоцентричный, активный. Характер диадического взаимодействия: диктат-подчинение. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Позиция ребенка в диаде по типу «Ребенок-диктатор» сходна с позицией ребенка в конфликтном типе взаимодействия. Ребенок активен и эгоцентричен, но не пытается бороться за лидерство. Конфликтность в диадическом взаимодействии минимальная.
Потворствующий родитель более последователен, чем авторитарный. Ориентируется на состояние ребенка. Указания родителя адекватны содержанию деятельности и даются в понятных ребенку терминах, но касаются отдаленного результата. Родитель склонен обсуждать способы действия с ребенком. В целом, родитель ориентируется на достижение положительного результата во взаимодействии, но при этом не пытается часто вмешиваться в деятельность ребенка и осуществлять пошаговый контроль, предоставляя ему возможность проявления инициативы. Соответственно, в диаде со стороны ребенка не выражены негативизм, оспаривание требований или отказ от их выполнения, как при конфликтном типе взаимодействия. Оба участника взаимодействия способствуют позитивному оцениванию действий друг друга. В такой ситуации ребенок более адекватно корректирует результаты своих действий в ответ на указания взрослого, чем в ситуации конфликтного взаимодействия и борьбы за лидерство.
В случае неудачи потворствующий родитель склонен брать ответственность на себя. При затруднениях в деятельности и родитель, и ребенок не оставляют попыток поддерживать контакт. Родитель стремится к близкой дистанции с ребенком и использует телесный контакт. По сравнению с дистантным, потворствующий родитель может осуществлять помощь ребенку, выполняя за него действия в трудных ситуациях.
Со стороны ребенка наблюдается формальное выполнение указаний, дистанцированность от родителя и тревога при неуспехе или замечаниях. Эмоциональные проявления при успехе и неуспехе у родителя адекватные. При взаимодействии с ребенком нет проявлений холодности, злорадства, уничижения личности, обесценивания успеха, наклеивания «ярлыков».
Таким образом, нами описана эмпирическая типология детско-родительского взаимодействия на основании наиболее значимых особенностей деятельностной и эмоциональной сторон взаимодействия. В типологии учитывается активно-действенная позиция ребенка при реальном взаимодействии с родителем. В дальнейших исследованиях планируется выявить особенности переживания детьми внутрисемейной ситуации и особенности родительской позиции, восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Литература 1.Варга А.Я. Типы родительского отношения. - Самара, 1997. 2.Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». — 1986. -№4. 3.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. — М.: Академия, 2002. 4.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. — М.: Гардарики, 2005. 5.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 1999. От редакции Дополнительно о методах диагностики родительской позиции и детско-родительских отношений вы можете прочесть в оригинальных авторских статьях, опубликованных в тематическом номере журнала «Психологическая диагностика», 2005, № 4: 1.Бурменская Г.В. Привязанность ребенка к матери и методики ее диагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте. 2.Захарова Е.И., Кукушкина Н.С. Диагностика ценностной направленности матери. 3.Захарова Е.И., Строгалина А.И. Особенности принятия родительской позиции. 4.Шведовская А.А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте. ________________________________________ [1> Исследование проведено под руководством д-ра психол. наук О. А. Карабановой.
|