Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ».
Психология
Автор: Сухорукова Анастасия Владимировна   
18.11.2018 14:18

«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ».«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ».

Подготовил Педагог-психолог: Сухорукова Анастасия Владимировна Г.о. Балашиха-2018 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 30 «Лесная сказка»

Реалии сегодняшнего времени таковы, что участились отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый характер.. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так называемыми трудностями обучения.

 

Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих сидеть на месте во время занятий, слушать педагога и выполнять его инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не может выполнить рекомендуемое задание, теряет интерес и начинает заниматься посторонними делами. Такие дети моторно неловки, слабо координированы. При выполнении какого-либо задания на координацию им свойственна беспорядочность, неточность, размытость выполняемых движений.

Я предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы с ребенком у которого стоит диагноз СДВГ.

При организации коррекционно-развивающей работы как достаточно весемое дополнение я использовала нейропсихологическую коррекцию. Хочу обратить ваше внимание методы применяемые в нейропсихологической коррекции. Ознакомившись с ними мы увидим, что достаточно значимая их часть включает в себя элементы кинезиологии. Для сравнения давайте рассмотрим основные задачи решаемые в рамках этих направлений.

В нейропсихологии:

  • развитие ВПФ.
  • обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие,
  • нормализация процессов сенсорной обработки информации, развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия.
  • обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности.
  • обеспечение качественного, процессуального анализа симптомокомплекса, что очень важно при диагностике и коррекции.

В кинезиологии:

  • Образовательная кинезиология, «Гимнастика мозга», сенсорная интеграция – все это методы использующие движения, это динамические упражнения, которые приводят к улучшению двигательных функций и визуально-двигательных навыков. Это конкретные упражнения, участие в которых ребенка ведет к улучшению функционирования центральной нервной системы, и это позволяет приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.

Таким образом, мы приходим к рассмотрению кинезиологии, как к одной из составляющий нейропсихологической коррекции.

Для лучшего понимания направлений работы, рассмотрим представление о 3 компонентной структуре симптомокомплекса в нейропсихологии.

  • Первичный дефект – нарушение функции непосредственно связанное с пострадавшим участком мозга.
  • Вторичный дефект – системное следствие первичного.
  • Третичный дефект – компенсаторные перестройки (позитивные и негативные).

В соответствии с этим подходом симптомокомплекс при СДВГ, в рассматриваемом нами случае, будет выглядеть следующим образом:

  1. Недоразвитие функций префронтальной зоны коры головного мозга — трудности вхождения в задание, ориентировки, планирования, концентрации, удержание программы.
  2. Трудности с заданиями перцептивного, гностического, мнестического характера из-за невнимательности, инертности.
  3. Нарушения поведения – роль шута для мальчиков, уход в мир грез, «витание в облаках» для девочек.

Не менее важно рассмотреть представления о 3 функциональных блоках мозга, обеспечивающих функционирование ВПФ на разных организационных уровнях.

I блок регуляции тонуса и бодрствования (уровень непроизвольной саморегуляции и самоорганизации)

II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный)

III блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)

Работа этих блоков, идет в тесном взаимодействии и взаимовлиянии, несмотря на то, что у нас первичный дефект идет от поражения образований относящихся к III блоку, как мы видели в картине симптомокомплекса, вторично страдают образования всех 3 блоков.

Согласно этой концепции нам необходимо работать не только в рамках коррекции и абилитации образований III блока мозга- навыков внимания как таковых, или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и т.д. Помимо этого, нам нужно развивать основные сенсомоторные навыки, мнестическую деятельность – тогда мы направляем работу на II блок мозга. И конечно же на базовом уровне нам нужно нормализовать работу образований I блока мозга оказывающую активизирующие и тонизирующие влияния на работу всех ВПФ.

Получились следующие направления коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие межполушарного взаимодействия (реципрокные движения ( «Прыжки на месте с одновременными движениями», «Я хороший», «Топор-пила»), перенос поз, визуализация ( «Визуализация Водопада», «Воспроизведение ощущений» и т.д.)).
  • Модально-неспецифические (дыхательные упражнения ( «Ветер», «Шарик», «Вни-и-и-и-з»), растяжки ( «Солнышко», «Струнка», «Кобра»), релаксация ( «Игра с песком», «Выключалочка»), массаж и самомассаж, развитие чувства ритма ( «Отработка ритмов»)).
  • Модально-специфические (развитие зрительного, аудиального, тактильного гнозиса).
  • Кинетический (развитие динамических процессов) и кинестетический (вестибулярно-моторные ( «Упражнения на мячах», «Прыжочки», «Цифры», «Слепой мешочек») и сенсомоторные взаимодействия ( «Восьмерки», «Крылья»)).
  • Произвольность и непроизвольность регуляции, самоконтроля, элиминации агрессивности – примеры упражнений (кричалки-шепталки-молчалки, «Говори», «Каратист» и т.д.).
  • Сукцессивность и симультанность организации ВПФ.

Подводя итоги, следует отметить, что необходимо учитывать весь спектр методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику, зачастую и медикаментозное лечение, регулярная работа с родителями и работа самих родителей с ребенком дома, все это помогает решать проблему СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме.

Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма эффективными составляющими в комплексе психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год