Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста |
Психология | |||
Автор: Пученина Людмила Юрьевна Мухарева Кристина Константиновна | |||
01.11.2018 18:56 | |||
Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Автор:
Воспитатели МАДОУ №2 "Лучики" г. Киселевск Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям окружающей среды. Каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания младшего дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
В русском словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики. Мнение большинства ученых совпадает, что именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание — это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия. В младшем дошкольном возрасте ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие. Сенсорное развитие в младшем дошкольном периоде – это совершенствование ощущений, восприятий, наглядных представлений. В этом возрасте у детей снижаются пороги ощущений, повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. Л. А. Венгер считает, что в дошкольном возрасте практическое действие с материальным объектом «расщепляется». В нем выделяются ориентировочная и исполнительская части. Ориентировочная часть, предполагающая, в частности, обследование, еще совершается во внешней развернутой форме, но выполняет новую функцию – выделение свойств предметов и предвосхищение последующих исполнительских действий. Постепенно ориентировочное действие становится самостоятельным и выполняется в умственном плане. В младшем дошкольном возрасте у детей меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами ребенок переходит к ознакомлению с предметами на основе зрения и осязания. Преодолевается разобщенность между зрительным и осязательным обследованием свойств и возрастает согласованность осязательно-двигательных и зрительных ориентировок. Важнейшей особенностью восприятия ребенка 3 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания. Урунтаева Г.А. выделяя период младшего дошкольного возраста в сенсомоторном развитии, считала, что это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, способы и средства осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет младший дошкольник. У детей 3 – 4 лет основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию различных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности детей. Поэтому главными линиями развития восприятия младшего дошкольника выступает освоение новых по содержанию, характеру и структуре обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и способы их использования в предметной деятельности. В результате сенсорного развития дети младшего дошкольного возраста овладевают перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств и отношений предметов. Наиболее доступными для младших дошкольников сенсорными эталонами являются геометрические формы и цвета цветового спектра. Венгер Л.А. для сенсорного воспитания у дошкольников предлагает следующую последовательность введения сенсорных эталонов цвета. Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование и развитие у детей представлений о различных цветах спектра. Вслед за этим – подготовительным – этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами – образцами ахроматических и хроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, а также белый и черный цвет. В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета характерные для их возраста, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении игровых заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета). Дети впервые знакомятся с сочетаниями цветов – с тем, что цвета могут «подходить» или «не подходить» друг к другу. Исследования группы педагогов Запорожца, Лисиной и др. показали, что в младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от простейших предметных действий с предметом к более сложным видам продуктивной деятельности (рисованию, конструированию, лепке и т.д.), которые предъявляют более высокие требования к детскому восприятию. Педагоги пришли к выводу, что возрастные изменения восприятия не могут рассматриваться изолированно от всех других проявлений индивидуальной личности ребенка, поскольку они являются подчиненными моментами в общем ходе возрастных изменений его взаимоотношения с окружающей действительностью, в общем ходе развития и усложнения детской деятельности. Сенсорные процессы развиваются не изолированно, а в контексте комплексной деятельности ребенка и зависят от условий и характера этой деятельности. Включение ребенка в доступные ему виды детской деятельности способствуют ускорению развития восприятия. Но если активность развития детской деятельности не организована целесообразно с его возрастными особенностями и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов окружающего мира. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов у детей. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
|