Тренинг с педагогами детского сада на тему: «Эффективное взаимодействие с детьми с особенностями в поведении»
(гиперактивные, агрессивные, тревожные, застенчивые)
Цель: обучение педагогов навыкам эффективного взаимодействия с детьми, которые имеют особенности в поведении.
Задачи:
- Ориентация в проблемах агрессивности, тревожности, гиперактивности и застенчивости детей дошкольного возраста;
- Выявление индикаторов и анализ причин возникновения таких поведенческих проблем;
- Осознание собственных ресурсов в оказании помощи таким детям;
- Осознание собственных путей эффективного взаимодействия с детьми с особенностями в поведении.
Оборудование: проектор, доска, компьютер, ручки, листы А4.
Ход встречи.
- Приветствие. Озвучивание темы занятия, целей и задач встречи.
- «Портрет»
Цель: составление портрета застенчивого, тревожного ребенка, агрессивного и гиперактивного ребенка.
Инструкция: «Итак, давайте определимся с вами кто же эти дети. Для этого разделимся на группы по 3 человека. Опишите по очереди портреты застенчивого, тревожного, агрессивного и гиперактивного ребенка. И кроме этого, каждая группа описывает, как нужно взаимодействовать с такими детьми. И что можно сделать педагогу, чтобы улучшить поведение и психическое состояние ребенка».
Мини-лекция по названной теме
Гиперактивные дети
Гиперактивность у детей проявляется несвойственным для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью. (Психологический словарь, 1997).
Необходимо отметить, что между активность и гиперактивность есть разница. Разберемся в этом.
Активность
Большую часть дня «не сидит на месте», подпочитает подвижные игры пассивным, но если его заинтересовать-может и книжку послушать, пазл собрать. Не хочет сидеть на месте. Постоянно говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы.
Активен не везде. К примеру, дома-непоседливый, но в новой обстановке-спокойный.
Гиперактивность
Неуправляем везде, при этом абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. В любых условиях ведет себя активно.
Не агрессивен. Сам редко провоцирует скандал. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию-дерется, кусается, толкается.
Рекомендации педагогам по взаимодействию с гиперактивными детьми.
- В общении с ребенком поддерживайте позитивную установку. С ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Помните, что тактильное прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Поощрительно прикасаясь к ребенку и сопровождая это доброжелательными словами, можно добиться от ребенка положительных результатов.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (раскрашивание, пазлы и т.д.)
- Инструкции и указания нужно давать в короткой и немногословной форме, они должны содержать не более 10 слов, т.к. в противном случае ребенок не услышит вас.
- Не просите ребенка делать сразу несколько поручений, т.к. он просто не запомнит их.
- Система ограничений и запретов должна быть четкой, количество запретов должно быть сведено к минимуму.
- Избегать слов «нет», «нельзя» и резких запретов. Ребенок может отреагировать непослушанием, агрессией. Если запрещаете дайте возможность выбора другого занятия.
- За несколько минут до начала новой деятельности предупредите его об этом.
- Оберегайте ребенка от переутомления.
- На занятиях обязательно использовать физкульминутки.
- Нельзя требовать от ребенка полного послушания.
- Использовать в работе с детьми для развития координации действий, подвижные игры с использованием сдерживающих моментов, психогимнастические этюды.
- Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры.
- Необходимо хвалить ребенка в каждом случае, если ему удалось довести дело до конца.
Агрессивные дети
Портрет агрессивного ребенка: нападает на других, обзывает, бьет их, отбирает и ломает игрушки, специально употребляет грубые выражения. Такие дети часто ощущают себя отверженными, никому не нужными. Такие дети часто подозрительны и насторожены, любят сваливать вину на других, им кажется, что весь мир хочет обидеть их. Агрессивные дети часто боятся и н енавидят окружающих, их чаще всего не волнует мнение окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми:
- Учить выражать свое недовольство в приемлемой форме
- Придерживаться постоянства в выбранной стратегии поведения по отношению к данному ребенку
- Сдерживать агрессивные проявления непосредственно перед порывом гнева (отвлечь игрой, остановить окриком)
- Останавливать агрессивные проявления только спокойно с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов
- Обсуждать поведение только после успокоения
- Обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно не приемлемо
- Учить нести ответственность за свои поступки
- Назначать чаще дежурным
- Нельзя использовать угрозы и шантаж, так как в определенный момент это престанет действовать
- Дайте ему понять, что существуют другие способы выражения эмоций
- Для преодоления агрессии можно использовать коллективные игры, которые учат терпимости и взаимовыручке
- Сохраняйте спокойный эмоциональный фон
- Никогда не оскорбляйте ребенка
- Хвалите позитивные поступки для сохранения нового стиля поведения ребенка
- Не позволять манипулировать собой, сохраняйте твердость
- Показывайте личный пример позитивного поведения
- Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо»
- Помните, что запрет и повышение голоса- самые не эффективные способы преодоления агрессии. Только поняв причины можно помочь ребенку.
Тревожные дети
Портрет тревожного ребенка:
Ребенок не может долго работать, не уставая; Трудно сосредоточиться на чем-либо; любое задание вызывает беспокойство; во время заданий очень напряжен, скован; смущается чаще других; краснеет в незнакомой обстановке; спит беспокойно, засыпает с трудом; не любит браться за новое дело; не уверен в себе, в своих силах; боится сталкиваться с трудностями.
Рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми:
- Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможности. Предлагая выполнить слишком сложные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки.
- Повышать самооценку ребенка при помощи заданий. Любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе.
- Недопустимо сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если это сравнение не в его пользу.
- Желательно поменьше ставить ребенка в ситуацию соревнования, публичного выступления.
- Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстроить пииту его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, потом и т.д.
- Осторожно и дозировано преподносите критику ребенку.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени
- Хвалите даже за незначительный успех
Застенчивые дети
Основными внешними поведенческими признаками застенчивого ребенка являются:
- ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
- избегает смотреть в глаза;
- сам не начинает разговор с другими детьми;
- пассивен при общении,
- говорит тихим голосом.
- мало друзей,
- застенчивый человек очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны, часто обижается. Может заплакать, если его ругают.
- может не ответить на вопросы воспитателя
- боится большого количества людей
- застенчивый человек часто не способен открыто выражать и тем более отстаивать собственное мнение;
- застенчивая личность чрезмерно сосредоточена на себе, ей свойственен эгоцентризм в поведении. Застенчивый ребенок постоянно думает о том, что скажут окружающие люди о его поведении, личности
- опущенная голова
- сутулые плечи
- взгляд в пол, в строну в потолок, только не в глаза собеседнику
- затруднения при ответе на простые вопросы
- предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.
Итак, какие могут быть советы по работе с застенчивыми детьми:
- Не следует торопить ребенка при ответах на вопрос.
- Не старайтесь подчеркивать неудачи ребенка и игнорировать удачи. При таком отношении будет формироваться мотив избежания неудач, и добиться успеха станет непосильной задачей.
- Ни в коем случае, не следует кричать на детей или кричать в их присутствии;
- Нельзя требовать от ребенка проявления смелости, угрозами ничего не добьешься, целесообразнее, чтобы малыш почувствовал заботу со стороны взрослого;
- При контакте с застенчивым ребенком важно использовать невербальные средства общения, жесты открытости и доверия, установить контакт глаз;
- Застенчивые дети очень чувствительны к оценкам окружающих, поэтому не допускайте в своих высказываниях негативные отзывы о личности ребенка.
- Пронаблюдайте за ребенком, который по вашему мнению, застенчив. Возможно он интроверт, и подобный стиль поведения – это его осознанный выбор, при этом ребенок чувствует себя комфортно и пользуется уважением товарищей.
- Подумайте, что стало причиной застенчивости, и постарайтесь устранить ее. Возможно, ребенок испытывает пренебрежительное отношение со стороны сверстников. Зачастую ребенок не умеет показать свои лучшие и сильные черты характера, а дети охотнее видят отрицательные стороны, а не положительные.
- Никогда не критикуйте ребенка за его поведение. Никогда не говорите: «Да ты трус
- Не ставьте ярлык на застенчивого ребенка. Постоянное упоминание о его робости и стеснительности способно привести к тому, что все мысли ребенка будут направлены на эти черты, исключая все остальное.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми (в том числе с братьями и сестрами).
- «Где какой ребенок?»
Цель: формирование способности распознавать поведение ребенка при визуальном наблюдении.
Инструкция: «А теперь давай закрепим полученный материал посредством просмотра отрезков из фильмов. Здесь будет изображено разное поведение детей, ваша задача после просмотра фильма сказать какое поведение демонстрирует герой».
Используемые фильмы:
- «Детсадовский полицейский», фильм
- «Дежурный папа», фильм
- «Трудный ребенок», фильм
- «Маша и медведь», мультфильм
4. Кейс-задания.
Цель: закрепить полученный материал, отработать навык работы с застенчивыми детьми.
Инструкция: «Сейчас я вам выдам задания. Вам необходимо будет прочитать и рассказать, чтобы вы сделали в данной конкретной ситуации»
- На занятии Максим не слушает, постоянно отвлекается, без спроса встает с места и начинает бегать по группе. Ваши действия?
- Ваши ребята слепили поделки. Вы предлагаете поставить их на стенд, но Валя О. отказывается, и говорит, что лучше возьмет домой, а то все будут смотреть на нее. Ваши действия?
- Вы увидели, что Вася и Коля дерутся. Ваши действия?
- На занятии Вы даете задание нарисовать природу. Все дети приступили к работе, а Василиса ждет и смотрит на Вас, когда Вы подойдете и поможете нарисовать. Ваши действия?
- Дети сами играют в игрушки. Ира В. Сидит поодаль от всех с куклой. К ней подходит Саша и забирает куклу. Ира сидит ничего не говорит и только смотрит на Сашу. Ваши действия?
- На прогулке Витя взял палку и без причины начал бить ей Егора. Ваши действия?
- Идет подготовленный вами праздник. Следующий выход Марины П., она читает стихи. Как только вы объявляете выход Марины П., она вжимается в стульчик, краснеет и опускает голову вниз. Ваши действия?
- Идет занятие. Но у Вани не получается и он кидает поделку на пол и кричит от злости. Ваши действия?
- Вы видите, что Алеша К. собирает конструктор один, сидя в дальнем углу группы. Но при этом с интересом поглядывая на детей. Ваши действия?
- Утром, прийдя в группу, Андрей начал бегать и раскидывать игрушки на пол. Ваши действия?
- Вы распределяете роли для праздника между воспитанниками. Ане Д. вы хотите дать главную роль, но она отказывается и говорит, что вообще не будет никого играть. Ваши действия?
- Вы проводите праздник. Выходит на сцену Зоя А. Смотрит на всех и начинает читать стих очень тихим голосом, что ничего не слышно. И при этом она теребит свое платье и пытается поднять его вверх. Ваши действия?
- Рефлексия
Понравилось или не понравилось занятие? Чем понравилось? Чем не понравилось?
|